Проектирование учебно-программной документации и учебно-методического обеспечения образовательного процесса на модульно-компетентностной основе 27 сентября 2011г.
Заказчики компетентностного подхода Компетентностный подход Преподаватели Студенты Родители Работодатели
Работодатель Студент Традиционные формы обучения Овладение студентом профессиональными функциями Готовность реализовать 1-3 года + Финансовые затраты «Доводка» вновь прибывшего дипломированного специалиста ?
Студент Зачем он учится? «За компанию» Возможность быстро определиться на рынке труда Мода на образование Мотив престижа
Заказчики компетентностного подхода Определившиеся люди Знают чему хотят научиться Знают как хотят научиться Ориентируются на требования работодателя Изучают предлагают программы подготовки Сами комбинируют пути своего образования
Преподаватели Новые возможности Колоссальное повышение трудоемкости на первых порах Необходимость учиться
Что дает компетентностный подход? Согласовать цели обучения преподавателя с собственными целями студентов Подготовить студентов к сознательному и ответственному обучению в колледже Подготовить студентов к успеху в жизни Повысить степень мотивации учения Облегчить труд преподавателя за счет постепенного повышения степени самостоятельности студентов Обеспечить на практике единство учебного и воспитательного процессов
Что должен уметь педагог? Успешно решать свои собственные жизненные проблемы Ориентироваться в ситуации на рынке труда Видеть и понимать действительные жизненные интересы студентов Проявлять уважение к студентам, к их суждениям и вопросам Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью Закреплять знания и умения в учебной и вне учебной работе Планировать занятия с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно со студентами
Что должен уметь педагог? В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха» Привлекать для обсуждения прошлый опыт студентов Привлекать экспертов и специалистов со стороны Демонстрировать студентам ролевые модели на примере реальных людей, литературных персонажей Оценивать достижения студентов не только оценкой, но и содержательной характеристикой Оценивать продвижение группы в целом и отдельных студентов не только по предмету Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни
Педагог должен понимать, что: Стабильности в мире больше уже не будет Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно Его главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни студентов Достаточно проводить хотя бы каждое десятое занятие в логике компетентностного подхода, чтобы учебная мотивация студентов резко возросла
Педагог должен остерегаться: По привычке считать себя главным и единственным источником знаний для студентов Передавать студентам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан он сам Представлений о том, что существует раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем Мелочных правил и инструкций Бездоказательно-нормативных высказываний «НАДО», «ДОЛЖЕН», «ТАК ПРИНЯТО», которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями
Компетенция… Готовность человека к мобилизации знаний, умений, внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.
Компетенции… Компетенции Профессиональные Ключевые (базовые, универсальные) Информационная Коммуникативная Кооперативная Проблемная ? Зависят от конкретной специальности
Компетенции…и кому они нужны? Мировые экономические структуры Какие качества -Предприимчивость -Самостоятельность -Ответственность -Коммуникабельность -Способность видеть и решать проблемы автономно и в группах -Готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте -Самостоятельно находить и применять нужную информацию -Работать в команде Какие способности ? ? Работодатели – выступают в качестве главного инициатора компетентностного подхода
Изменения потребностей работодателя: Хороший специалист + Человек команды Человек, готовый ответственно принимать самостоятельные решения Инициативный Способный к инновациям = Хороший сотрудник
Главное отличие компетентностного подхода от традиционного Изменение в системе оценивания учебных результатов: - Объект оценивания -Субъект оценивания -Критерии оценивания
Некомпетентностные формы и методы обучения Монолог преподавателя (лекция) Фронтально-индивидуальный опрос Информирующая беседа Самостоятельная индивидуальная работа студентов с учебником по заданиям, указанным преподавателем Демонстрация видеофильма Экскурсия Проверочная или контрольная работа, проводимая в традиционной форме
Компетентностные формы и методы обучения Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего студента безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?»
Компетентностные формы и методы обучения Задания на поиск информации путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках Задачи с «избытком» и «недостачей» информации Задания на упорядочение информации Составление планов к тексту Подготовка вопросов к тексту Подготовка стендов, газет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий Информационные учебные проекты, учебно- исследовательская работа, выпуск студенческих СМИ Доклады и сообщения Деловые и ролевые игры
Компетентностные формы и методы обучения Обсуждения, дискуссии, диспуты Выступления на студенческих научно- практических конференциях Работа в студенческих кружках Подготовка заметок и статей в студенческие газеты Рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных другими студентами Индивидуальные задания проблемного характера Групповые мини-проекты Метод кейсов
«Подводные рифы» компетентностного подхода Стереотип 1: главное – это то, что контролируют, остальное – второстепенное Стереотип 2: студенты должны знать свое место Стереотип 3: знания и умения – это всеми признаваемая ценность, а компетенции – это просто ни о чем Стереотип 4: содержание образования по предмету – это то, что есть в учебнике
Вместо заключения… Если преподаватели, реализующие компетентностный подход: -образуют творческую группу, -постоянно обмениваются опытом, -совместно ищут пути разрешения возникающих трудностей, -осмысливают свой новый и прежний опыт, -понимают, что изучение предметов и социальное развитие студентов не взаимоисключающее, а взаимодополняющие стороны, то реализация компетентностного подхода в колледже будет успешной. Но для этого необходимо подняться на новую ступень педагогического мастерства…
Спасибо за внимание! Преподаватель специальных технических дисциплин, кандидат педагогических наук Трегубова Елена Сергеевна