Современное состояние и перспективы развития Московского авиационного узла Министр транспорта Российской Федерации И.Е. ЛЕВИТИН Министерство транспорта Российской Федерации 28 марта 2011 года
Московская воздушная зона 2 В пределах Московской области размещается гражданские аэродромы (Внуково, Домодедово, Шереметьево, Быково и др.) и аэродромы государственной и экспериментальной авиации (Ступино, Клин, Кубинка, Чкаловский, Раменское, Луховицы и др.). Всего аэродромов21 Аэродромов гражданской авиации5 Аэродромов совместного базирования1 Аэродромов государственной авиации12 Аэродромов экспериментальной авиации3 Запретных зон7 Зон ограничений полетов42 Протяженность маршрутов ОВД, км 4250
3 Транспортная стратегия российской федерации на период до 2030 года Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России ( годы)» подпрограмма «Гражданская авиация» подпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг» Федеральная целевая программа «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации ( годы)» Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России ( годы)» Концепция развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года Схема комплексного развития Московского авиационного узла до 2015 года Программные документы
Показатели работы аэропортов Московского авиационного узла 4 Обслужено пассажиров в 2010 г., млн. пасс. В аэропортах Московского авиационного узла обслужено в 2010 году 51,1 млн. пассажиров
Обслуживание пассажиров в аэропортах Московского авиационного узла млн. обслуженных пассажиров 5
В 2006 – 2011 годах на 1 рубль бюджетных средств привлечено 3,3 рубля дополнительных средств 23% 77% федеральный бюджет прочие инвестиции 6 Инвестиции в аэропорты Московского авиационного узла, в целом
77% 23% 63% 37% 83% 17% 1 : 3,3 1 : 1,7 1 : 4,8 7 федеральный бюджет прочие инвестиции Инвестиции в аэропорты Московского авиационного узла в гг., млн.руб.
Современное состояние аэропортов Московского авиационного узла Наименование показателей Характеристика ВнуковоДомодедовоШереметьево Аэродромная инфраструктура 2 зависимые пересекающиеся ВПП: ИВПП-1: ИВПП-2: независимые параллельные ВПП, между осями 2000 м ИВПП-1: ИВПП-2: зависимые параллельные ВПП, между осями 283 м ИВПП-1: ИВПП-2: Состояние аэродромной инфраструктуры Требуется реконструкция ВПП-1 Требуется реконструкция ВПП- 2 Требуется реконструкция ВПП -1 Пропускная способность взлетно-посадочных полос, млн. пасс. в год 14,9530,019,95 Пропускная способность пассажирских терминалов, млн. пасс. в год 15,021,033,0 Баланс пассажирских терминалов к аэродромной инфраструктуре СоответствуетНе соответствуетСоответствует с запасом Ограничение пропускной способности аэродромной инфраструктуры Бизнес авиация и литерные рейсы Отсутствует Доступность автомобильного транспорта Удовлетворительная Требуется «дублер» Ленинградскому шоссе Доступность железнодорожного транспорта Обеспечена Приближение аэропорта к городским застройкам и населенным пунктам Высокая плотность застройки ОтсутствуетНезначительная 8
Развитие аэропортов Московского авиационного узла 9 Развитие Московского авиационного узла подразумевает создание крупнейшего в Европе конкурентоспособного авиационного узла Основные направления: наземная аэродромная инфраструктура организация воздушного движения внешняя транспортная инфраструктура транспортная безопасность совершенствование работы государственных контрольных и надзорных органов
Прогноз обслуживания пассажиров в аэропортах Московского авиационного узла до 2020 г. млн. чел. 10 Прогноз сформирован из расчета 5,6 % среднегодового прироста количества обслуживаемых пассажиров
Основные ограничения пропускной способности наземной инфраструктуры Недостаточное количество независимых взлетно-посадочных полос Ограничения пропускной способности взлетно-посадочных полос, обусловленные недостаточным развитием магистральных рулежных дорожек и скоростных рулежных дорожек Недостаточное количество современной наземной техники 11
Ограничения развития Московской воздушной зоны Большое количество близко расположенных аэродромов, полёты на которых не могут быть независимыми и требуют взаимной координации Нерациональная структура воздушного пространства Московской воздушной зоны Необоснованно большие запретные зоны и зоны ограничения полетов, а также зоны аэродромов государственной и экспериментальной авиации Устаревшие технические средства навигации и УВД Неэффективные процедуры планирования потоков, не позволяющие сглаживать пиковые нагрузки 12
Развитие автомобильного сообщения Предусмотреть расширение подъездной дороги от МКАД до аэропорта Домодедово или строительство дублера Предусмотреть реконструкцию подъездной дороги аэропорта Домодедово с исключением светофорной развязки Скоростная трасса Москва- Санкт-Петербург со съездом на аэропорт Шереметьево Предусмотреть строительство развязки для соединения Новокуркинского и Международного шоссе Предусмотреть расширение Каширского шоссе или его дублера в пределах г. Москвы Завершена реконструкция Боровского шоссе Предусмотреть повышение пропускной способности Вернадского, Ленинского и Мичуринского проспектов в пределах г. Москвы 13 В настоящее время планирует ся комплекс мероприятий по улучшению ситуации на дорогах столицы. Данный комплекс мероприятий улучшит доступ автомобильного транспорта в аэропорты Московского авиационного узла. Шереметьево Домодедово Внуково
Развитие железнодорожного сообщения Для развития железнодорожного сообщения «аэропорт-город» необходимо увеличить пропускную способность инфраструктуры. Планируется создание транспортно-пересадочного комплекса «Каланчевский» Транспортно-пересадочный комплекс «Каланчевский» в районе трех вокзалов 14 Павелецкий Киевский Белорусский ТПК «Каланчевский» Внуково Шереметьево Домодедово
Основные нормативно-правовые акты по транспортной и авиационной безопасности 15 Воздушный кодекс Российской Федерации Федеральный закон "О транспортной безопасности" Положение о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства Постановление Правительства России от "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)" Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Порядок получения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам"
90 км 200 км Шереметьево Домодедово Внуково Развитие Московского авиационного узла в долгосрочной перспективе Возможные зоны размещения новых аэропортовых комплексов К 2030 г. возможности роста объема обслуживания в аэропортах Московского авиационного узла будут ограничены пропускной способностью воздушного пространства и наземной инфраструктурой. 16