«Настройка образовательных программ в российских вузах» (TUNING Educational Programmes in Russian HEIs) Э.Л.Хабина НИУ ВШЭ 17 марта 2011 г.
Настройка образовательных структур в Европе Проект стартовал в 2000 году: группа университетов согласовала совместную работу в рамках Болонского процесса гг.: разработана и реализована рабочая программа проекта в 5 направлениях: - общая подготовка; - профессиональная подготовка; - система зачетных единиц; - практика преподавания и оценки знаний; - качество организации учебного процесса (на основе развития организационнной культуры) гг. : присоединение к проекту России.
Цель проекта разработка общей системы образовательных стандартов в странах- участниках Болонского процесса в отношении преподаваемых дисциплин, учебных часов и оценки знаний; разработка общей методологии и общей терминологии, которые должны служить основой реализации Болонского процесса (Берлинское коммюнике (2003)).
Задачи проекта выработка согласованных контрольных параметров (требований) по предметным областям для обеспечения сопоставимости, совместимости и прозрачности программ; согласованные параметры в треминах результатов обучения и компетенций; результаты обучения – ожидаемые показатели того, что обучаемый должен знать, понимать и/или быть в состоянии выполнить по завершении процесса обучения; сдвиг акцента с процесса на результаты обучения; изменение роли преподавателя, концентрация внимания на обучаемом; Европейская система накопления и перезачета кредитов (ECTS) как инструмент разработки образовательных программ, планирования и рационализации требований; рамка квалификаций как инструмент для обеспечения сопоставимости национальных квалификационных требований в терминах результатов обучения и компетенций и использования кредитов; контроль качества на всех элементах цепочки.
Модель разработки и реализации программ Анализ соответствия базовым требованиям: описание профиля программы; определение целей программы, описание результатов обучения в терминах компетенций, знаний и навыков; определение общих и предметно специфических компетенций, которые должны быть получены в рамках программы; формирование и описание академического содержания (темы) и структуры (модули и кредиты); определение соответствующих результатам подходов и методов (технологий) обучения и оценки, подготовка учебного материала (если существует потребность); создание системы оценки, обеспечения и повышения качества.
Результаты обучения Результаты обучения – ожидаемые показатели того, что обучаемый должен знать, понимать и/или быть в состоянии выполнить по завершении процесса обучения: относятся как к одному курсу, модулю или периоду обучения, так и к программе первого или второго уровня в целом; должны сопровождаться соответствующими критериями оценки; требования к присуждению кредитов определяются на основе совокупности результатов обучения и критериев оценки.
Компетенции Компетенция – динамическая комбинация характеристик, относящихся к знанию пониманию, навыкам и способностям и описывающих результаты обучения по некоторой программе, или то, что могут исполнять обучающиеся по окончании образовательного процесса.
Классификация компетенций общие компетенции – характеристики, общие для всех степеней и которые считаются важными для конкретных социальных групп; предметно-специфические компетенции – характеристики, тесно связанные со специфическим знанием области обучения.
Инструментальные компетенции Когнитивные способности: способность понимать и использовать идеи и мысли. Методологические способности: способность понимать и управлять окружающей средой; организация времени и стратегии учебы, принятие решений или решение проблем. Технологические навыки: использование технических устройств, навыки управления информацией и работы с компьютером. Лингвистические навыки: устная или/и письменная коммуникация, знание иностранного языка.
Межличностные компетенции (в стандарте «социально-личностные и общекультурные») индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике; социальные навыки, связанные с процессом социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства.
Системные компетенции (в стандарте «общенаучные») комбинация понимания, восприимчивости и знания, которая позволяет видеть части целого в их связи и единстве и оценивать место каждого из компонентов в системе; способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. Базой для них является приобретение инструментальных и межличностных компетенций.
Инструментальные компетенции 1. Способность к анализу и синтезу. 2. Способность к организации и планированию. 3. Базовые знания в различных областях. 4. Знания по основам профессии. 5. Коммуникативные навыки на родном языке. 6. Коммуникативные навыки на иностранном языке. 7. Элементарные компьютерные навыки. 8. Навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников). 9. Способность решать проблемы. 10. Способность принимать решения.
Межличностные компетенции 1. Способность к критике и самокритике. 2. Способность работать в команде. 3. Межличностные навыки. 4. Способность работать в междисциплинарной команде. 5. Способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях. 6. Способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия. 7. Способность работать в международном контексте. 8. Приверженность этическим ценностям.
Системные компетенции 1. Способность применять знания на практике. 2. Исследовательские способности. 3. Способность к обучению. 4. Способность к адаптации к новым ситуациям. 5. Способность к генерации новых идей (творчеству). 6. Способность к лидерству. 7. Понимание культур и обычаев других стран. 8. Способность работать автономно. 9. Способность к разработке проектов и управление ими. 10. Способность к инициативе и предпринимательству. 11. Ответственность за качество. 12. Воля к успеху.
Предметно-специфические компетенции (первый цикл обучения, бакалавриат) 1. Способность продемонстрировать знание основ и истории дисциплины. 2. Способность логично и последовательно представить освоенное знаниею 3. Способность контектуализировать новую информацию и дать ее толкование. 4. Умение продемонстрировать понимание общей структуры дисциплины и связь между поддисциплинами. 5. Способность понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий. 6. Способность правильно использовать использовать методы и техники дисциплины. 7. Способность оценить качество исследований в данной предметной области. 8. Способность понимать результаты различных способов проверки научных теорий.
Предметно-специфические компетенции (второй цикл обучения, магистратура) Выпускники должны: 1. Владеть предметной областью на продвинутом уровне, т.е. владеть новейшими методами и техниками (исследования), знать новейшие теории и их интерпретации. 2. Критически отслеживать и осмысливать развитие теории и практики. 3. Владеть методами независимого исследования и уметь объяснять его результаты на продвинутом уровне. 4. Быть способными внести оригинальный вклад в дисциплину в соответствии с канонами данной предметной области, например, в рамках квалификационной работы. 5. Демонстрировать оригинальность и творческий подход. 6. Овладеть компетенциями на профессиональном уровне.
Распределение компетенций по курсам или модулям Указываются только те компетенции, достижение которых будет подлежать оценке (не более 6-8 для одной единицы). Курс, результат Компетенции A B C D E F G H I K Курс 1 ΧΧ Курс 2 ΧΧΧ Курс 3 ΧΧΧΧ Курс 4 ΧΧΧΧ Χ – компетенциия формируется и оценивается в соответствии с описанием результатов обучения данного курса
ECTS Кредит – это способ измерения учебной нагрузки студента, основанный на показателе времени, необходимого ему для завершения данной учебной единицы. Сложность/важность какого-то предмета сама по себе не является основанием для начисления кредита.
Связь кредитов и результатов обучения Кредиты присваиваются только в случае достижения определенных результатов: уровень развития компетенции может быть ниже или выше, чем это предполагалось в соответствии с программой, и выражается оценкой; два вида результатов обучения: - минимальные требования, которые определяют необходимый уровень для получения кредитов по данному курсу; - ожидаемые результаты обучения, т.е. те результаты, достижения которых в терминах компетенций ожидают преподаватели от типичного (среднего) студента.