Прими собранье пёстрых глав – Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет ! Тема учебного проекта Трунова Е., г. Иркутск
Творческое название :
Основополагающий вопрос : Основополагающий вопрос : Счастлив ли тот, кто зависит от счастливых случайностей ? Сенека Проблемный вопрос : Что, по мнению Пушкина, должно привести к счастью : ум или сердце ? Учебный предмет : - литература Участники : - ученики 10 класса
Приобретение навыков Приобретение навыков - самостоятельного качественного литературного анализа текста ; - образного творческого мышления ; - внимательного прочтения художественного текста с целью выявления наиболее частотных символов. Формирование умений - вычленять в тексте символы и образы, помогающие раскрытию авторского замысла ; - формулировать концепции авторского понимания разных категорий ; - находить связь между формальными показателями текста ( количество употреблённых слов ) и его содержательной стороной. Дидактические цели проекта :
Выявить : определения понятий : ум, сердце, счастье ; авторскую концепцию счастья ; Научить : внимательно работать с художественным текстом, вычленяя главное ; анализировать содержательную и формальную стороны текста ; пользоваться программами MS Office и MS Exsel для оформления результатов ; Методические цели проекта :
Символ ума и его значение в романе в связи с концепцией счастья. Символ сердца и его значение в романе в связи с концепцией счастья. Пушкинская концепция счастья во взаимосвязи ума и сердца. Темы самостоятельных исследований : Результаты представления исследований : Презентация « Пушкинская концепция счастья » Презентация « Пушкинская концепция счастья » Буклет – « А. С. Пушкин. Краткие биографические сведения » Буклет – « А. С. Пушкин. Краткие биографические сведения »
Этапы и сроки проведения проекта (2 недели ) 1- ая неделя : - знакомство с романом « Евгений Онегин » в рамках программного курса литературы ; - распределение учащихся на микрогруппы ( по желанию учащихся ); - выборы старост групп ; - знакомство с темами проектов, выбор одной из тем каждой микрогруппой ; - формулирование целей и задач проектов каждой группой учащихся ; - составление учащимися индивидуального и группового плана работы ; - подбор и изучение дополнительной литературы по выбранной проблеме ; - самостоятельная работа групп учащихся над выбранной темой проекта по первоисточнику ( роман « Евгений Онегин ») и дополнительной литературе ; - промежуточная проверка хода работы над проектами, оказание учителем помощи при затруднениях работы микрогрупп ;
Этапы и сроки проведения проекта (2 недели ) 2- ая неделя - завершение анализа литературы ; - формулирование результатов проекта ; - оформление результатов проекта в виде презентаций и публикаций ; - подготовка отчета о проделанной работе в форме устной защиты проекта старостой группы или всеми участниками микрогруппы ; - представление результатов на конференции ; - сравнение результатов всех трёх проектов учащихся ; - устный или письменный ( по желанию ) самоанализ учащихся ( основные трудности при работе в группе, с текстами первоисточника и дополнительной литературы, плюсы и минусы работы с проектом, что получилось, что не удалось, над чем надо работать, оценка лидера группы, оценка поведения учителя, пожелания и предложения учителю по совершенствованию проектной деятельности ).
Информационные ресурсы 1. Зотов А. М. Герой в зеркале имени. Образ Онегина в романе А. С. Пушкина « Евгений Онегин »// Литература в школе. – – С Непомнящий В. С. Книга, обращённая к нам. « Евгений Онегин » как « проблемный роман »// Литература в школе. – – С Бурсов Б. Лишние слова о « лишних людях »// Вопросы литературы. – – С. 112 – Ермолова Н. Л. « Поэт, задумчивый мечтатель …» Образ Ленского в романе « Евгений Онегин »// Литература в школе. – – С Кошелев В. А. « Онегина воздушная громада ». " Болдинский " план и " десятая песнь " // Литература в школе. – – С Кошелев В. А. « Онегина воздушная громада …». « Энциклопедия русской жизни »// Литература в школе. – – С Егоров В. Н. Проблема нигилизма и пути его преодоления в творчестве А. С. Пушкина // Литература в школе. – – С Белинский В. Г. Избранные статьи. М., « Дет. лит.», – С Радомская Т. И. Обретение Отечества : Русская словесность первой половины XIX века ( А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь ) – М., Изд - во « Совпадение », – С Никишов Ю. М. Онегин и Татьяна // Филологические науки. – – С Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля / Сост. Н. В. Шахматова и др. – СПб.: ИД « Весь ». – С. 556, 620, Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века ( е годы ). – Л.: Изд - во Ленинского университета, – С Непомнящий В. С. " Начало большого стихотворения ". " Евгений Онегин " в творческой биографии Пушкина. Опыт анализа первой главы // Вопросы литературы С Резник Н. А. Провинциальные барышни у Пушкина // Литература в школе С. ! Воркачёв С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. - М.: ИТДГК " Гнозис ", С
ПРОВЕРКА Как Пушкин называет свой роман во вступлении: "Прими собранье пёстрых глав/... холодных наблюдений и … горестных замет"? 1.ума и сердца 2. души и чувства 3.судьбы и жизни Вставьте пропущенное слово: «Всем сердцем юношу любя, был должен оказать себя, но мужем с честью и …»? 1. душой;2. умом; 3.достоинстовом; Татьяна при встрече с Онегиным в финале романа осталась: 1. «законодательницей зал»;2. «Княгиней гордой»; 3. «простой девой, с мечтами, сердцем прежних дней»; Отметьте цитаты, которые относятся к описанию Ленского: 1. «Зевоты хладная чреда Ему не снилась никогда»; 2. «Увял на утренней заре»; 3. «Так думал молодой повеса» Ему не снилась никогда»;