Б УДЕМ ЗДОРОВЫ В XXI ВЕКЕ ! М ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ У ЧЕБНАЯ ТЕМА : К ОМПЬЮТЕР КАК СРЕДСТВО ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ. Т ВОРЧЕСКАЯ ТЕМА : Б УДЕМ ЗДОРОВЫ В XXI ВЕКЕ ! Автор: Забавникова Евгения Александровна, учитель информатики МОУ СОШ 30, г. Тамбов.
О СНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС : Как совместить здоровый образ жизни и работу за компьютером? Участники: 9 классы. Информационные ресурсы: учебники информатики, периодические издания, Интернет-ресурсы.
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. Сократ Тот, кто хочет быть здоровым, отчасти уже выздоравливает. Боккаччо Д.. Без здоровья невозможно и счастье. Белинский В. Г. Большая часть болезней наших это дело наших собственных рук; мы могли бы почти всех их избежать, если бы сохранили образ жизни простой, однообразный и уединенный, который предписан нам был природою. Руссо Ж. Ж
Ч ТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ ? Здоровье состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. Охрана здоровья человека (здравоохранение) одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная Организация Здравоохранения. Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях Индивидуальное здоровье здоровье отдельного человека. Групповое здоровье здоровье социальных и этнических групп. Региональное здоровье здоровье населения административных территорий. Общественное здоровье здоровье популяции, общества в целом.
Д ИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Формирование критического отношения к повседневному использованию компьютеров в жизни человека, их взгляда на совместимость здорового образа жизни и работу за компьютером; формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности школьников.
М ЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ : Рассмотреть безопасность своего рабочего места при работе за компьютером. Рассмотреть, как использование компьютеров сказывается на здоровье человека, а также как избежать вредного воздействия компьютера на организм. Развивать умение анализировать факты и выдвигать гипотезы. Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности. Воспитывать коммуникативные качества учащихся при работе в группе.
Э ТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА : 1. Формулирование учебной и творческой темы проекта. (1 урок) 2. Вводная беседа. Формулирование тем исследования учащихся. (1 урок) 3. Формирование групп для проведения проекта, выдвижение гипотез решения проблем. (1 урок) 4. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. (2 урок) 5. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав. (2 урок)
Э ТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА : 6. Знакомство учащихся с критериями оценивания их индивидуальных проектов. (2 урок) 7. Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе. (3 урок) 8. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий (4,5 урок) 9. Подготовка школьниками презентаций по отчету о проделанной работе. (6 урок) 10. Защита презентаций и выводы. Урок- конференция. (7 урок) 11. Контроль знаний учащихся. (8 урок)
В ВОДНАЯ БЕСЕДА Компьютер враг или друг? Никто, пожалуй, не станет оспаривать тот факт, что компьютер для многих стал другом и помощником. Мы не расстаемся с ним ни на работе, ни дома. Не выходя на улицу мы можем узнать прогноз погоды, заказать себе еду на дом, забронировать места на концерт, получить консультацию врача, учиться в учреждениях другого города, или другой страны, общаться с друзьями из других городов и стран. Это все, конечно, хорошо, но… Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: нервной деятельности, эндокринной, иммунной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека… Так как же обеспечить безопасность своего рабочего места при работе за компьютером? Как избежать вредного воздействия компьютера на организм человека?
Т ЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ : Безопасность компьютеров будущего. Вредоносное излучение. Воздействие компьютеров на нервную систему. Изменение опорно-двигательной системы при работе за компьютерами. Разработка упражнений для пользователей. Исследование заболеваний пользователей ЭВМ. Безопасность моего рабочего места. Профессиональные заболевания пользователей компьютеров. Способы профилактики и методы лечения заболеваний, связанных с использованием ЭВМ. Сидячее положение. Его вред для организма человека. Перегрузка суставов кистей рук. Пыль и грязь: аллергия и кишечные инфекции. Влияние компьютера на психику. Положительное влияние компьютеров на здоровье человека. Повышенный уровень шума при работе с компьютерными устройствами.