ЗАКИРОВА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МОУ 129 Деятельность социального педагога
Родителей в силу социально экономического положения современного общества окружает множество проблем. Это ведет к ухудшению их физического и психического состояния, что сказывается и на воспитании детей. Поэтому, наряду с семьями, где еще сохраняются семейные традиции, имеется положительный опыт воспитания детей, возрастает количество таких, где наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жёстче. Ситуация усугубляется правовой безграмотностью родителей и детей. Все это отрицательно сказывается на развитии взаимоотношений ребенка с окружающими, приводит к тяжелым последствиям в будущем. Такие дети чаще становятся на путь правонарушений, преступности или замыкаются в себе. Какова роль социального педагога МОУ в сложившейся ситуации? В работе социальный педагог руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Главной задачей социального педагога является формирование родителей как первых педагогов своего ребенка и оказание семье помощи в вопросах своевременного и полноценного воспитания и развития ребенка, которое непосредственно связано с правовой грамотностью родителей, педагогов и самих учащихся.
Основные направления просветительско-правовой деятельности социального педагога: 1. Работа с семьями воспитанников: Педагогическое и правовое просвещение родителей. Предполагается активная позиция учреждения в повышении уровня родительской компетентности; удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы; изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей. 2. Работа с педагогами МОУ: удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития учащихся и правового взаимодействия педагогов с детьми и их родителями; изучение факторов среды социального и правового развития детей в образовательном пространстве МОУ. 3. Работа с обучающимися МОУ: организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию; коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей; организация правового просвещения детей. 4. Работа с другими службами МОУ: координация взаимодействия субъектов социума в работе с семьей. 5.Межведомственное взаимодействие по вопросам правового просвещения
Содержание социально-педагогической деятельности в рамках установленных блоков: Информационно-аналитический блок это информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях; оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми. Второй блок условно называется практическим, потому что в рамках этого блока проводится работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны с гражданским и правовым развитием детей: социализация личности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей. Работа этого блока подразумевает продуктивное общение всех участников образовательного пространства. По этому направлению планирую такую форму, как совместная творческая деятельность родителей и детей, педагогов,привлечение представителей милиции, прокуратуры, юристов,медицинских работников. Проведение социально значимых просветительско-правовых мероприятий для ребенка становится событием. Происходит сближение детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом является их совместная деятельность. Контрольно оценочный блок это анализ эффективности мероприятий (количественный и качественный) по взаимодействию с педагогами,родителями и детьми. Диагностику, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей использую для отслеживания и оценки результата работы.