Тема 5. Бюджетный процесс в Российской Федерации 1.Понятие бюджетного процесса и его принципы 2. Стадия составления проекта бюджета 3. Стадия рассмотрения и утверждения проекта бюджета 4. Стадия исполнения бюджета 5. Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета
Бюджетный процесс – это регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также по составлению, рассмотрению и утверждению отчета об их исполнении
Бюджетный цикл – период времени от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении
Общие принципы бюджетной системы (ст.28 БК) Единство бюджетной системы Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Самостоятельности бюджетов
Общие принципы бюджетной системы (ст.28 БК) Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов Сбалансированности бюджетов Эффективность и экономность использования бюджетных средств
Общие принципы бюджетной системы (ст.28 БК) Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов Гласность Достоверность бюджета Адресность и целевой характер бюджетных средств
Особенные принципы бюджетного процесса Принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти Принцип ежегодности бюджета Принцип публичности и гласности Принцип специализации бюджетных показателей
В состав бюджетной классификации РФ входят Классификация доходов бюджетов РФ Функциональная классификация расходов бюджетов РФ Экономическая классификация расходов бюджетов РФ Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ
В состав бюджетной классификации РФ входят Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов Федерации, видов муниципального долга Классификация видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ Ведомственная классификация расходов РФ
Составление бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента РФ Прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год Прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории Плане развития государственного и муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год
При рассмотрении в первом чтении Госдума: 1.Обсуждает концепцию законопроекта и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год: основные направления бюджетной и налоговой политики; основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации; проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета
При рассмотрении в первом чтении Госдума: 2. Обсуждает основные характеристики федерального бюджета доходы федерального бюджета; распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов Федерации; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объем расходов
При рассмотрении во втором чтении: Рассматриваются приложения к проекту (устанавливающие перечень главных администраторов закона, перечень главных администраторов источников финансирования дефицита) и др.; Рассматриваются бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов в пределах общего объема расходов, утвержденных в первом чтении; Субъекты права законодательной инициативы направляют поправки по предмету второго чтения в Комитет по бюджету
При рассмотрении в третьем чтении: Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода Законопроект выносится на голосование в целом
Бюджет исполняется специальными субъектами-участниками бюджетных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств распорядителем бюджетных средств получателями бюджетных средств
Главный распорядитель средств федерального бюджета Орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Федерации, местного бюджета Орган государственной власти субъекта Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Федерации, средств местного бюджета
Распорядитель бюджетных средств Орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств
Получатель бюджетных средств Бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год
Исполнить бюджет – обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы
Отчет об исполнении бюджета Готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств Представляется в соответствующий представительный орган в форме проекта закона(решения)