Исследовательский проект «Молоко и молочные продукты» на конкурс методик реализации «Развитие исследовательской деятельности школьников» по ll части программы «Разговор о правильном питании» «Две недели в лагере здоровья»
Вид: проекта: исследовательский, среднесрочный. Участники проекта – учащиеся 3 класса МОУ-СОШ 10, родительская общественность. Руководитель проекта – учитель начальных классов Николаева Елена Александровна, работающая по программе «Разговор о правильном питании» с 2003 года. Координатор проекта – заместитель директора по воспитательной работе Потапова Алла Геннадиевна.
Актуальность проекта. Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. Но не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов (каши, молочные супы, творожные запеканки, сыр, бутерброды с маслом). В семье родители порой не уделяют достаточного внимания рациональному питанию детей. В результате у детей развиваются не приносящие здоровья привычки в питании. Яркая реклама, не имеющая никакой пользы продуктов, привлекает ребенка. Это приводит к проблемам не только с физическим здоровьем, но и с психическим.
Проблема. Младшие школьники и их родители не понимают значимость молока и молочных продуктов в их развитии. Для значительной части учеников были выявлены следующие недостатки в организации питания: Отсутствие завтрака перед школой (67%). Нарушения в режиме питания (50%). Частое потребление колбасных изделий (60%). Употребление кондитерских изделий ежедневно или несколько раз в день (70 %). Недостаточно частое потребление основных продуктов питания: молока, овощей, творога и сыра, масла сливочного и растительного, каш, фруктов (48%). В рейтинге любимых продуктов ведущие места занимали чипсы и сухарики, картофель, сладкие газированные напитки, молочные продукты (мороженое, сладкие сырки).
Цель: показать и доказать большое значение молока и молочных продуктов для нормального физического и умственного развития детей, значение рационального питания как одного из составляющих здорового образа жизни.
Задачи: Расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; об ассортименте молочных продуктов и их свойствах. Побудить детей к исследовательской деятельности, самостоятельному поиску новой информации как важном условии формирования интереса к познанию и развития учебной культуры. Развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности. Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно- экспериментальной деятельности. Просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей.
Презентация проект: классный час «Молоко и молочные продукты» Предмет «Русский язык»: словарная работа, работа с текстом, составление слогона. Предмет «Технология». Творческая мастерская: изготовление поделок, сувениров, костюмов. Конкурс семейных рецептов: «Заварим кашу». Творческий проект: «Поговорки и пословицы о молоке и молочных продуктах». Предмет «Изобразительное искусство»: творческий проект «Молоко аткарское самое заправское». Мое первое исследование: «Молоко и молочные продукты»; «История возникновения молочных продуктов». «Состав коровьего молока». «Советы врача - диетолога». Молочная перемена, в рамках реализации программы «Школьное молоко». Работа с родителями: технология сотрудничества учитель-ученик- родитель. Варианты и формы реализации проекта
Мотивация: Творческий проект «Пословицы и поговорки о молоке и молочных продуктах». Конкурс семейных рецептов «Заварим кашу».
Творческий проект «Пословицы и поговорки о молоке и молочных продуктах»
Подготовительный этап: Организация выставки: «Молоко и молочные продукты»
Основной этап Первая группа. Тема исследования: «Молоко и молочные продукты». Дети собирали информацию о молоке и молочных продуктах с целью расширить представление об их ассортименте.
Вторая группа. Тема исследования: «История создания молочных продуктов».
Третья группа. Тема исследования: «Состав коровьего молока».
Четвертая группа. Тема исследования: «Советы врача-диетолога».
Работа с родителями. Технология сотрудничества: учитель- ученик-родитель. Организация работы по проекту (в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании») требовала деятельности большого коллектива: учитель – ученик – родитель. Использовались разные формы сотрудничества с родителями по реализации проекта: участие в конкурсах; организация выставки; оформление творческого проекта, книги - рецептов.
Презентация проекта Тематический классный час «Молоко и молочные продукты»
Выступление учёных - историков Учащиеся самостоятельно проводили исследование по теме: работали с текстами энциклопедий, пользовались Интернет-ресурсами.
Выступление учёных - историков Результаты исследования были представлены на классном часе.
Выступление учёных - биологов Учащиеся (ученые – биологи) самостоятельно проводили исследование состава коровьего молока. В основе деятельности группы лежал исследовательский метод обучения.
Выступление врача-диетолога Ученик в роли врача-диетолога исследовал калорийность молочных продуктов, подготовил игру - исследование «Это удивительное молоко» с целью определения количества жира в различных молочных продуктах. На основе своих исследований он создал полезные советы и подготовил золотые правила питания.
Театрализованное представление: « КАША ИЗ ТОПОРА»
Подведение итогов конкурса семейных рецептов «Заварим кашу»
Молочная перемена, в рамках реализации программы «Школьное молоко».
Творческий проект «Молоко аткарское самое заправское»
Эффективность проекта. В ходе проекта расширилось представление детей о молоке и молочных продуктах и их ассортименте как обязательном компоненте ежедневного рациона. «Мониторинг изучения основ культуры питания» показал положительную динамику совместной работы с родителями. Многие мамы и папы смогли познакомиться с основами рационального питания как составной части здорового образа жизни. В результате исследования выявлено, что у детей в рейтинге любимых продуктов питания более высокое место занимают молочные продукты (80%), каши (100%), овощи и соки (70%). Ребята реже стали называть в качестве любимых продуктов кондитерские изделия, чипсы, сухарики, газированные напитки, значительная часть детей относит их к числу опасных продуктов. Увеличилась доля детей, ежедневно употребляющих молочные продукты, сливочное и растительное масло, каши, соки. Результаты мониторинга, анкетирования «Каша и «Ты» учащихся 3 класса в конце реализации проекта показали, что программа, несомненно, дала положительные результаты, в классе снизился уровень заболеваемости учащихся.
Эффективность проекта. Результаты анкеты «Каша и «Ты»» ВопросВариант ответаКоличество человек Процен т 1. Ваша любимая каша?- гречневая - манная - рисовая - пшенная Как часто ты кушаешь кашу?- каждый день - раз в неделю - раз в месяц - никогда Какая каша из школьного завтрака тебе больше нравится? - рисовая - пшенная - гречневая Какое из предложенных блюд самое полезное? - каша - жареный картофель - мороженое - пирожное Что бы ты предложил для школьного завтрака? - вареное яйцо - кофейный напиток - йогурт - фрукты - сладости
Диагностика уровня заболеваемости учащихся
Эффективность проекта. У детей в ходе проектной деятельности повысилась речевая активность, умение сравнивать по различным признакам, делать выводы, повысился интерес к познанию окружающего мира. Использование в работе проблемно-поискового, исследовательского метода позволило ребенку в ходе экспериментов и практической деятельности находить ответы на интересующие его вопросы. Тема данного проекта актуальна и полезна для повседневной жизни учащихся, она позволяет повысить эффективность усвоения программы «Разговор о правильном питании».
Список использованной литературы: Безруких М.А., Филиппова Т.А., Макеева А. Г. «Две недели в лагере здоровья» методическое пособие для учителя Nestle программа о правильном питании Безруких М.А., Филиппова Т.А., Макеева А. Г.Разговор о правильном питании, методическое пособие для учителя Nestle программа о правильном питании Безруких М.А., Филиппова Т.А., Макеева А. Г. «Две недели в лагере здоровья» методическое пособие для учителя Nestle программа о правильном питании Рабочая тетрадь Ковалев Н.И. Поваренок. М., Прогресс, Мурзакаев Ф.Г. Здоровый образ жизни – залог здоровья - Уфа 1987 г. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я.: Словарь- игра. М.: АСТ-ПРЕСС, Щербаков С.Г., Выткалова Л.А., Кобченко Н.В., Хуртова Т.В. «Организация проектной деятельности» - Издательство «Учитель» 2009.