Ильиной Елены Викторовны, учителя начальных классов МОУ «СОШ 4» г. Калуги
Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения. Надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. Анри Барбюс
Задачи: Развить у детей представление о правильном питании и полезных для здоровья продуктах питания; Формировать полезные навыки и привычки; Формировать ответственное отношение к своему здоровью; Формировать представления о народных традициях, связанных с питанием. Современные образовательные технологии: Здоровьесб ерегающие Информацион но- коммуникатив ные Метод проблемного обучения Групповые технологии Игровые технологии
Научной обоснованности подаваемого материала и практической целесообразностью; Возрастной адекватностью; Необходимостью и достаточностью информации; Последовательностью в развитии программы (части 1,2 и 3); Вовлечение семьи в реализацию программы.
Для эффективности занятий следует учитывать возрастные особенности и возможности учащихся. Игра является ведущей деятельностью 7-8 летних детей, значит основой организации деятельности должны быть игровые методы. Комбинация различных типов игр (сюжетно-ролевая, игра с правилами, образно-ролевая игра) обеспечит интерес к процессу обучения. Программа предполагает использование разнообразных форм – чтение по ролям; ведение дневников; заполнение таблиц; отгадывание ребусов, загадок, кроссвордов; рисование на заданную тему; раскрашивание; составление своих рассказов, сказок, загадок; подбор блюд меню и т.д. В работе учитывала традиции русской кухни (блюда и правила питания) пословицы, и поговорки, загадки, сказки и песни (устное народное творчество).
Детям, вступающим в новый этап своей жизни – школьный, обязательно нужна ситуация успеха. Та ситуация, при которой за ошибочное высказывание нет отрицательных оценок. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение, - двигатель развития ребёнка.
Произвольность мыслительной деятельности (ум ребёнка не должен быть ограничен рамками предписанных действий, он должен быть гибким, самостоятельным и творческим); Рефлексия – это возможность оценки самим учеником своих умений и достижений; Внутренний план действий – это способность младшего школьника к организации своей деятельности, способность к проявлению самостоятельного мышления, связанного с умением переходить от решения учебных задач к ориентировке в проблемных ситуациях реальной деятельности.
После прохождения темы «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты» выпустили классную книгу «Витаминную Азбуку»; в неё вошли алфавитные страницы по каждому из знакомых и не очень знакомых детям растении или их плодах. Придумывали загадки об овощах, фруктах, ягодах и зелени; подбирали пословицы и поговорки; искали материал о витаминах и их воздействии на организм человека. Получилась красочная рукотворная книга.
Несколько семей стали участниками конкурса семейной фотографии «Я готовлю для своей семьи». Йовенко Настя завоевала 3 место в городе.
Активно вовлекла в работу родителей. Практически все родители моего класса сталкиваются с проблемами в организации здорового питания детей (нежелание завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы). Не все родители знакомы с основными принципами организации здорового питания детей. Поэтому непосредственной работе с детьми предшествовала работа с родителями на классном собрании в начале учебного года. В данной беседе рассказала о программе, её целях и задачах, её тематике. Основная задача была – сделать родителей своими союзниками. Главное заключается в том, чтобы ребёнок чувствовал заинтересованность взрослых в его достижениях, ощущая поддержку и понимание, внимание и доброту со стороны отца и матери.
Заполнив анкеты для родителей до изучения программы, были выявлены основные аспекты в работе с учащимися. Ответы Вопросы Да Нет Не знаю 1. Хороший ли аппетит у вашего ребёнка? Ест ли ваш ребёнок разнообразную пищу? Часто ли за столом прибегаете к уговорам? Соблюдает ли ваш ребёнок правила гигиены питания? 15 4 не всегда-9 5. Любит ли ваш ребёнок овощи, фрукты, соки? Завтракает ли ваш ребёнок? 15 13
1. Какие темы на Ваш взгляд вызвали наибольший интерес у Вашего ребёнка? - Самые полезные продукты – 20 семей - Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной – 24 - Как утолить жажду – 15 - Что надо есть, если хочешь быть сильнее – Какие разделы, по-вашему, мнению были особенно полезны и важны для изучения? - О полезных продуктах – 25 родителей - О гигиене и режиме питания – 20 - О пользе каш, овощей и фруктов – Помогла ли вам программа решить проблемы с организацией питания детей? – Да - 28 семей Какие? – Пересмотрели режим питания, перестали перекусывать между приёмами пищи, меню стало более разнообразным, меньше пьём газированную воду, дети стали помогать закупать продукты и помогать готовить 4. Изменилось ли отношение ребёнка к режиму, гигиене и продуктам питания? - Да – 26 - Нет – 2
Родители принимали участие в классных конкурсах: «Лучший рецепт десерта», «Чистюля», «Горшочек каши». Не забывали в праздники угощать (награждать) детей правильной здоровой полезной для детского организма пищей. Вместе с детьми посещали выставки и музеи (Дом мастеров, Краеведческий музей); побывали в столовой предприятия, на котором работает мама одного из учеников класса.
Изучение поставленных проблем в курсе программы «Разговор о правильном питании» повлияло на изменения организации питания детей в семье и школе; реальные изменения произошли в поведении детей в отношении собственного питания: - стали соблюдать режим питания; - повысилась осведомлённость детей о правилах рационального питания; - самостоятельно контролируют соблюдение правил гигиены; -отдают предпочтение наиболее полезным продуктам для здоровья.
Предлагаемые вопросы Выбор учащихся 1. Что нужно делать, чтобы вырасти сильным, здоровым, умным и красивым? А) хорошо учиться; Б) правильно питаться; В) заниматься спортом К полезным продуктам относятся: А) яйца, сосиски; Б) газировка и торты; В) молочные продукты Правильно питаться: А) 2 раза в день; Б) 4-5 раз в день; В) 7 раз в день Какой приём пищи должен быть самым большим по количеству, съедаемой пищи? А) завтрак; Б) ужин; В) обед Чем лучше всего утолить жажду? А) водой; Б) молоком; В) лимонадом Что полезно есть каждый день? А) овощи и фрукты; Б) сладости; В) сыр, сметану Программа «Разговор о правильном питании»: А) не изменила мои пристрастия в еде; Б) изменила моё отношение к питанию Вопросник на конец учебного года
Игнатова Л.Е.: Мы, участвуя в разработке программы о правильном питании, стали питаться по- другому. Еда в нашей семье изменилась благодаря вашим занятиям. Моему сыну больше стали нравиться полезные продукты, такие, как овощные салаты, каши на завтрак. Мы благодарим Вас за заботу о нас и наших детях. Йовенко-Щербакова Л.В.: Яркая, красочная рабочая тетрадь с доступным текстом и занимательными заданиями сразу увлекла нашего ребёнка. От урока к уроку всей семьёй мы изучали содержание рабочей тетради «О правильном питании». Настя стала проявлять интерес при выборе продуктов в магазине. Изменился рацион питания всей семьи. О пользе и свойствах продуктов и блюд мы стали задумываться чаще. Пицулина Ю.В.: Благодаря курсу правильного питания мы решили всей семьёй, что в меню нашего ежедневного питания должны входить такие продукты, как творог, рыба, свежие овощи и фрукты. Мы принимаем пищу пять раз в день. Программа помогла изменить отношение к собственному здоровью. Серёжкина И.Н.: Сначала мы были удивлены, когда ребёнок после занятий в школе стал критиковать систему питания в семье. Но потом, благодаря советам сына, мы стали чаще есть каши, овощи и фрукты, отказались от чипсов, сухариков, газированной воды, стали соблюдать режим питания. Программа дает положительный эмоциональный настрой, создана ситуация успеха, т.к. каждый ребёнок активно участвует в формировании рациона семьи.