ПРОГРАММА формирования культуры здорового и безопасного образа жизни МБОУ Петропавловская СОШ
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
факторы, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей: неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия; факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения; чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом; активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек; особенности отношения обучающихся к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья»
Цель программы: Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья и безопасности обучающихся.
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся: - в области формирования личностной культуры: сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); - в области формирования социальной культуры: научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье; дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; - в области формирования семейной культуры: сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Планируемые воспитательные результаты: Планируемые воспитательные результаты: ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социального здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья; первоначальный опыт здоровьесберегающей деятельности; первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знания о негативном влиянии компьютерных игр, рекламы, телевидения на здоровье человека.
Модель организации работы школы по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни Структурно-функциональная модель организации работы школы по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни состоит из 4 взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: целеполагающего; организационно – содержательного; диагностико – результативного; функционального.
Целеполагающий компонент разработанной модели представлен: требованиями государства, общества и родителей к организации работы ОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся; целью работы школы в рассматриваемом направлении; задачами, стоящими перед школой в условиях реализации нового образовательного стандарта.
ОРГАНИЗАЦИОННО – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙКОМПОНЕНТ ЭТАПЫ: 1 – анализ состояния здоровья и планирование работы по направлениям; 2- организация работы с обучающимися, педагогами и родителями; Контроль за реализацией программы и ее корректировка. Направления деятельности: - учебная деятельность; - внеурочная деятельность; - методическая работа с педагогами; - просветительская работа с родителями
Диагностико – результативный компонент рассматривается через критерии оценки сформированности компетенций обучающихся. Функциональный компонент определяет функции отдельных специалистов школы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Виды и формы работы: Учебная деятельность: - беседы, викторины. Тесты, рефераты; - презентации; - конкурсы; - экскурсии; - практикум Внеурочная деятельность: -встречи и консультации специалистов; - СМИ школы; -походы, поездки; - спартакиада; - субботник, акции; - школьный лагерь Методическая работа: -лекции, семинары, педсоветы, мастер – классы; -КПК; - медиатека Просветительская работа: - родительский лекторий, собрания; - консультации специалистов; - акции, участие в мероприятиях
Здоровьесберегающая инфраструктура школы Столовая Спортзал Стадион Медкабинет Игровая комната
Анализ состояния здоровья учащихся Группы здоровья учебный год учебный год учебный год
Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности работают медицинский и процедурный кабинеты Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся Организована постоянная работа ПМПк, которая сопровождает ОП по вопросам учета индивидуальных особенностей развития детей, темпа их развития и темпа деятельности
Организация физкультурно- оздоровительной работы Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает: введение третьего часа физкультуры во всех классах; полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.); рациональную организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера ; организацию занятий с элементами лечебной физкультуры; организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками в начальной школе; организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования; регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов, туристического слета, «Веселых стартов» с привлечением родителей учащихся). Проведение школьной спартакиады; Проведение конкурса «Самый здоровый класс в школе», «Самый спортивный класс», «Спортсмен года»; Выпуск санбюллетеней совместно со школьным медиком; Организация циклов бесед с детьми по вопросам ЗОЖ.
Реализация дополнительных образовательных программ В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: Факультатив «Расти здоровым» для учащихся 1 класса; Факультатив «Подвижные игры народов мира»; Спортивная секция по ОФП для учеников 2-4 классов; Клуб любителей настольного тенниса для учащихся 2-11 классов Занятия лыжной секции спортшколы «Снежинка» для 2-11 классов Секции по волейболу для девушек и юношей 7-11 классов Секции по баскетболу для девушек и юношей 7-11 классов Факультатив «Шахматы» для учеников 2 класса
Просветительская работа Данное направление деятельности в МБОУ ПСОШ включает реализацию трех взаимосвязанных элементов просветительско – воспитательной работы с обучающимися; просветительской и методической работы с педагогами; просветительской работой с родителями. Просветительско – воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и ЗОЖ, включает различные виды и формы урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, а также организацию работы по дополнительным образовательным программам.
Турслет
Беседа школьного медика
День здоровья
Конкурс плакатов
Выпуск газет
В походе