Воспитательная система класса Классный руководитель – Мещанкина И.В Пос. Будёновка 2011 МОУ Столбищенская СОШ
э то р азвивающийся в о в ремени и п ространстве комплекс в заимосвязанных к омпонентов : исходной к онцепции ; д еятельности ; с убъектов деятельности ; о тношений ; с реды ; у правления, обеспечивающего и нтеграцию в сех к омпонентов системы в ц елостность. ( Л. И. Н овикова, В. А. Караковский, Н. Л. С еливанова )
это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой совокупность взаимосвязанных компонентов. это целостная и упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, способствующих развитию личности школьника в классном коллективе.
Индивидуально - групповой Ценностно - ориентационный Функционально - деятельностный Пространственно - временной Диагностико - аналитический
Компоненты Составные части компонентов Индивидуально- групповой Классный руководитель (воспитатель) Классный руководитель (воспитатель) Учащиеся Учащиеся Родители Родители Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива
Компоненты Составные части компонентов Ценностно- ориентационный Цели задачи воспитания Цели задачи воспитания Перспективы жизнедеятельности классного сообщества Перспективы жизнедеятельности классного сообщества Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса
Компоненты Составные части компонентов Функционально- деятельностный Системаобразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения Системаобразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения Основные функции воспитательной системы Основные функции воспитательной системы Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества
Компоненты Составные части компонентов Пространственно- временной Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно- материальная среда Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно- материальная среда Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения Этапы становления и развития воспитательной системы Этапы становления и развития воспитательной системы
Компоненты Составные части компонентов Диагностико- аналитический Критерии эффективности воспитательной системы Критерии эффективности воспитательной системы Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов
1. Школьный класс – это компонент ВСШ 2. Школьный класс – это не всегда система 3. Сколько классных руководителей – столько и ВСК 4. Если нет ВСШ, то не может быть и ВСК 5. Поменялся классный руководитель – поменялась система класса 6. Опыт создания системы класса можно повторить только на уровне структуры 7. Система класса развивается и проходит несколько этапов 8. Развитие ВСК всегда начинается с моделирования
Системный подход способствует более оптимальному использованию скудных финансовых и материально - технических ресурсов и окружающего социума Интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности ; крепнет взаимосвязь компонентов воспитательной системы При воспитательной системе специально моделируются и создаются условия для самореализации педагога, родителей Освоенная среда позволяет расширить диапозон возможностей воспитательного воздействия на личность Экономия времени и сил педагогического коллектива ( деятельность традиционным способом )… традиции придают устойчивость воспитательным системам, повышают ее жизнеспособность Формируется « лицо » классного коллектива
э то п роцесс в заимодействия субъектов В СК п о ф ормированию п редставления о важнейших к омпонентах В СК, о п утях, с пособах и э тапах п остроения В СК.
изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе ; проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества ; сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка.
Основные направления деятельности Задачи деятельностиСредства реализации задач Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе 1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие характеристики членов классного коллектива. 2. Определить уровень сформированности классного коллектива. 3. Вовлечение в жизнедеятельность классной общности родителей и учителей. 4. Определить эффективность учебно- воспитательного процесса 1.Анкетирование, 2.Мастерская общения 3.Изучение сформированности коллектива 4.Смотр сочинений 5.Тесты и др. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельност и классного сообщества 1.Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем. 2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы. 3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды. 1.Организационно- деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника» 2.Игра «Есть корабль, где все капитаны», 3.вечер «Мир моих увлечений», и др. Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка 1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально- психологической и нравственной атмосферы в классе. 2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества 1. Праздник именинников, вылазки на природу, культпоходы и экскурсии, игра «Узнай свое поручение». 2. «Разговор при свечах», и др.
I. Диагностический э тап 1. В ыявление у ровня в оспитанности у чащихся, с тепени сформированности к оллектива, к оллективистских о тношений 2. К руг и нтересов у чащихся, и х с пособности, д екларируемые ценности, в заимоотношения в к лассе 3. В ыявление п роблем в к лассе ( дети - изгои, д ети с о тклонениямив поведении, у ровень к ультуры о бщения ) 4. О пределение ц ели, з адач и н аправлений в оспитательнойсистемы класса II. Проектирование в оспитательной с истемы к ласса 1. О пределение н аправлений и с одержания в оспитательной работы 2. В ыделение в идов д еятельности, ф орм и у словий о рганизации воспитательной р аботы. 3. В заимодействие с р одителями III. Критерии и о ценка д еятельности к лассного р уководителя и у ровня воспитанности у чащихся
Степанов Е. Н. Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие // Классный руководитель – М., 1998 г. Степанов Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. – М., 2004 г. Степанов П. В. Как создать воспитательную систему школы. – М., 2006 г. Сергеева В. П. Технология деятельности классного руководителя в ВСШ. – М., 2008 г. Григорьев Д. В. ВСШ : от а до я.- М., 2006 г. Щуркова Н. Е. Классное руководство : рабочие диагностики. – М., 2001 г. Караковский В. А. Новикова М. И. « Воспитание ? Воспитание … Воспитание !». - М., 1996 г.