Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования
Предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.) Метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях) Личностные результаты (система ценностных ориентаций, интересы, мотивации). Требования к результатам образования подразделяются на два вида: 1) требования к результатам, не подлежащих формализованному итоговому контролю и аттестации Ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально- личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и т.д.); Характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); Индивидуальные психологические характеристики личности. Эти результаты выявляются в ходе массовых мониторинговых, социологических и других обследований; они становятся одним из средств оценки эффективности деятельности образовательного учреждения. 2) требования к результатам, подлежащим проверке и контролю: Умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы действий; Коммуникативные и информационные умения; Умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; Способность к контролю и самоконтролю; Способность к творческому решению учебной и практической задач.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока: - самоопределение; - смыслоообразование; - морально-этическая ориентация. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий. Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам. Система предметных знаний важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.
Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества. Оценивать можно только то, чему учат. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Внутренняя оценка – это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога, администрации и т.д.). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценке учащихся; в решении педсовета в школе о переводе ученика в следующий класса или на следующую ступень обучения. Внутренняя оценка должна выполнять две основные функции: - информировать учеников об их продвижении в освоении программы, об их сильных и слабых сторонах, учителей – об эффективности их педагогической деятельности; - обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся: ориентировать на успех, отмечать даже незначительные продвижения, поощрять учащихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе. Внешняя оценка – оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. Внешняя оценка может проводиться в рамках следующих регламентированных процедур: - государственная итоговая аттестация выпускников; - аттестация работников образования; - аккредитация образовательных учреждений; - мониторинговые исследования качества образования.
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ ОЦЕНКА РАБОТЫ В ГРУППЕ ДАТА ________________ ИМЯ, ФАМИЛИЯ ___________________________________________ чередует говорение и слушание; задает уместные вопросы; говорит по теме; пытается полно отвечать на замечания и вопросы товарищей по работе;
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ ОЦЕНКА УСТНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ наглядно передает содержание и структуру сообщения выбирает доступное содержание выбирает удачную форму подачи информации, помогающую понять смысл сообщения привлекает аудиторию с помощью глазного контакта, уместных устных реплик и тона использует специальные слова и выражения использует разнообразные предложения и словосочетания, которые оживляют речь
п/п Формируемые навыки и уменияДаты проведения оценивания стартОктНояб.Дек.Янв.Фев.Итог. 1. Навыки чтения 1.1.Техника чтенияЧтение слогов Чтение слов Ударение Чтение предложений Чтение текстов Безошибочность чтения Выразительность чтения 1.2. Понимание прочитанного Ответ на прямой вопрос по прочитанному Словесное «рисование картин» к прочитанному Построение плана текста с помощью иллюстрации к нему. Восстановление пропущенного слова в предложении или пропущенного предложения в тексте 1.3.Пересказ С опорой на помощь учителя или иную Без опоры на помощь 1.4.Чтение наизусть 1.5.Составление собственного рассказа Лист индивидуальных достижений Ученик___________ Школа ___________ Класс_____ Учитель_____________
Лист индивидуальных достижений Учащегося ___________________ Предмет________________________ Класс________________________ Учитель________________________ Формируе мые навыки и умения Даты сент.окт.нояб.дек.янв.февр.мартапр.итог + сформированы 1-й класс – синий цвет + формируются 2-й класс – зеленый цвет - не сформированы 3-й класс – красный цвет 4-й класс – черный цвет
Примеры вопросов для самооценивания Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что _______ ______________________________________________________________________ Наиболее трудным мне показалось _______________________________________ ______________________________________________________________________ Я думаю, это потому, что ________________________________________________ ______________________________________________________________________ Самым интересным было _______________________________________________ ______________________________________________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ___________ ______________________________________________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее _ ______________________________________________________________________ Я бы хотел попросить своего учителя _____________________________________ ______________________________________________________________________
Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио учеников начальной школы целесообразно включать следующие материалы: - Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы. Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. - Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений) за процессом овладения универсальными учебными действиями. - Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Оценка выполнения заданий и работы в целом В педагогических измерениях принято рассматривать три уровня описания результатов образования: - планируемый – характеризует те результаты, которые заложены в планируемых результатах освоения основных образовательных программ и реализованы в образовательной программе для данной ступени обучения, в примерных и авторских учебных программах, учебниках и методических пособиях; - реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится конкретный учитель в конкретной школе, в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации; - достигнутый – характеризует уровень реальных достижений учащихся.