Скоро в школу
«Природа создала своё самое замечательное чудесное изобретение – человеческий мозг таким образом, что в течение первых шести лет жизни он поглощает информацию с поразительной быстротой. В этом возрасте ребёнок фактически является накопителем информации, которая пригодится ему в течение всей жизни, а размеры этого «накопления» мы себе едва представляем. » Гленн Доман Американский врач и психолог.
Личностная готовность ребёнка к школе Судят по поведению на групповых занятиях Личностная готовность ребёнка к школе Судят по поведению на групповых занятиях Доминирует познавательный интерес Доминирует познавательный интерес Развита произвольность (проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых воспитателем или учителем, при работе по образцу) Развита произвольность (проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых воспитателем или учителем, при работе по образцу)
Личностная неготовность детей к школе Детская непосредственность; Детская непосредственность; На уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга; На уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга; Включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя; Включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя; Отвлекаются, нарушают дисциплину; Отвлекаются, нарушают дисциплину; Завышенная самооценка (обида на замечания) Завышенная самооценка (обида на замечания) Пробелы в знаниях Пробелы в знаниях Низкая продуктивность учебной деятельности Низкая продуктивность учебной деятельности
Интеллектуальная готовность к школьному обучению Связана с развитием мыслительных процессов Способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. Способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.
Интеллектуальная неготовность к школьному обучению Неуспешность учебных действий Неуспешность учебных действий Невозможность понять и выполнить все требования учителя Невозможность понять и выполнить все требования учителя
Психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе Осознают своё положение в обществе ровесников, умеют общаться; Осознают своё положение в обществе ровесников, умеют общаться; Умеют управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослых; Умеют управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослых; Осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют интерес к новым знаниям; Осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют интерес к новым знаниям; Демонстрируют наглядно-образное и действенно-образное мышление; Демонстрируют наглядно-образное и действенно-образное мышление; Умеют правильно произносить все звуки; Умеют правильно произносить все звуки; Различают геометрические фигуры, классифицируют по форме, цвету, размеру, выделяют их в предметах окружающего мира; Различают геометрические фигуры, классифицируют по форме, цвету, размеру, выделяют их в предметах окружающего мира; Могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры; Могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры; Различают и воспроизводят несложные ритмические рисунки, выполняют ритмические движения; Различают и воспроизводят несложные ритмические рисунки, выполняют ритмические движения;
Могут заниматься однотипной деятельностью не более 10 – 12 минут; Могут заниматься однотипной деятельностью не более 10 – 12 минут; Не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта на другой ( за урок ребёнок может переключаться на разные виды деятельности не более трёх раз) Не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта на другой ( за урок ребёнок может переключаться на разные виды деятельности не более трёх раз) Не могут одновременно воспринимать более двух объектов; Не могут одновременно воспринимать более двух объектов; Отличаются высокой функциональной истощаемостью нервных клеток коры головного мозга, следствием чего является малая устойчивость внимания. Это проявляется в двигательном беспокойстве и отвлечении детей во время деятельности, требующей сосредоточенности; Отличаются высокой функциональной истощаемостью нервных клеток коры головного мозга, следствием чего является малая устойчивость внимания. Это проявляется в двигательном беспокойстве и отвлечении детей во время деятельности, требующей сосредоточенности; Некоторое время могут сосредоточиться на одном предмете, одном задании (зачатки произвольного внимания); Некоторое время могут сосредоточиться на одном предмете, одном задании (зачатки произвольного внимания); Преобладание непроизвольного запоминания. Объём памяти возрастает при активной, эмоциональной подаче информации; Преобладание непроизвольного запоминания. Объём памяти возрастает при активной, эмоциональной подаче информации; Эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности; Эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности; Эмоционально, иногда неадекватно реагируют на замечания взрослых; Эмоционально, иногда неадекватно реагируют на замечания взрослых; Очень чувствительны к стилю отношения взрослых к себе. Очень чувствительны к стилю отношения взрослых к себе.
Неготовыми к систематическому обучению оказываются дети со следующими особенностями: Недостаточный уровень развития речи; Недостаточный уровень развития речи; Выраженные дефекты звукопроизношения; Выраженные дефекты звукопроизношения; Недостаточный уровень развития моторики; Недостаточный уровень развития моторики; Несформированность основных психических процессов; Несформированность основных психических процессов; Отклонения в состоянии здоровья; Отклонения в состоянии здоровья; Часто и длительно болеющие ( в течение последнего года перед школой 4 и более раз или неоднократно более 10 дней) Часто и длительно болеющие ( в течение последнего года перед школой 4 и более раз или неоднократно более 10 дней) С хроническими заболеваниями. С хроническими заболеваниями.
Для успешного обучения, воспитания ребёнка и сохранения его здоровья необходимо придерживаться следующих принципов: Положительная установка на детей. Положительная установка на детей. Проявлять эмоциональную отзывчивость. Проявлять эмоциональную отзывчивость. Стимулировать развитие самостоятельности и активности у детей. Стимулировать развитие самостоятельности и активности у детей. Адекватно оценивать возможности детей, их успехи и неудачи. Адекватно оценивать возможности детей, их успехи и неудачи. Инструкции давать чётко и кратко. Инструкции давать чётко и кратко. В воспитательных целях использовать иронию, шутку, приветливую тёплую интонацию. В воспитательных целях использовать иронию, шутку, приветливую тёплую интонацию. Ситуативно возможно высказывание своего отношения в жёстком и требовательном тоне. Ситуативно возможно высказывание своего отношения в жёстком и требовательном тоне. Авансировать детям своё хорошее настроение и доверие. Авансировать детям своё хорошее настроение и доверие. Давать почувствовать ситуацию успеха. Давать почувствовать ситуацию успеха.