Взаимодействия родителей и педагогов в процессе интегрированного обучения. Успешное решение проблем ребенка немыслимо без участия родителей. Но родители не всегда готовы активно участвовать в коррекционно- воспитательном процессе, тем более что-то менять в своей жизни и в себе. Специалисты должны внушать им, что их постигло не несчастье, всего лишь трудное испытание, которое при желании и настойчивости можно и нужно преодолеть (насколько это возможности).
Направления работы с родителями : - установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы; -формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, установка на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализация стратегий помощи; -оказание родителям эмоциональной поддержки; -содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития; -формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка; -проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Групповые формы работы с родителями. -тематические консультации; -семинары практикумы; -собрания с просмотров фрагментов занятий; -родительские собрания; -детско-родительские группы (взаимодействие детей и родителей).
.. Индивидуальное консультирование 1. Этап - установление доверительных взаимоотношений с родителями. 2.Этап – консультирование по итогам всестороннего обследования ребенка (особенности развития, положительные качества, работа со специалистами). 3. Этап - коррекционно-развивающая работа, выполнение рекомендаций и заданий специалистов. 4 Этап – совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы.
Оказание психологическая поддержки родителям. -снижение эмоционального дискомфорта в связи со спецификой развития ребенка; -укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка; -формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка; -установление адекватных родительско–детских отношений и стилей семейного воспитания.
Рекомендации для успешного взаимодействия взрослых с ребенком с ограниченными возможностями. -не принуждайте ребенка к общению. Если ребенок чем -то занят, подумайте, что его может заинтересовать сильнее или предпримите свою попытку попозже. -наблюдая за детьми, регулируете время общения с ними, т.к. любая форма межличностного взаимодействия может привести к утомлению, потере интереса, раздражению; -проявляйте больше собственных эмоций, искренность чувств и поступков. Дети легко «заражаются» чужими эмоциями.
- при общении с ребенком избегайте оценок императивного характера («не делай», «сделай, как я сказал») приказаний, предупреждений, поучений; -не фиксируйте внимание на неприятных ситуациях (проанализировали раз и забыли); -повышайте личный статус детей, подчеркивая их заслуженные успехи; -при анализе поведения оценивайте не самого ребенка («ты невнимательный»), а его действия («надо внимательно слушать); -вносите разнообразие в общение с детьми: изменяйте речевое сопровождение (вводите новые слова, словосочетания, фразы), используйте мимику и жесты;
Факторы, свидетельствующие об эффективности коррекционной работы: -хорошие отношения и сотрудничество между психологом, педагогами, родителями; -ослабление напряжения на начальной стадии, основанное на неспособности человека обсуждать свою проблему; -когнитивное обучение за счет получаемой психологической информации; -приобретение социальных навыков реагирования; -усвоение или осознанное отношение к новым формам поведения, осуществляемое при эмоциональной поддержки со стороны педагога или психолога.