Индивидуальная программа развития старшеклассника «Мой успех – в моих руках» Из опыта работы классного руководителя 11-а класса Ивановой Марины Геннадьевны МОУ «Ибресинская СОШ 1»
Развитие творческих способностей старшеклассника; Создание условий для самореализации и самоутверждения личности; Воспитание социально-адаптированной и духовно-нравственной личности. ЦЕЛИ:
Задачи: приобщать личность к общечеловеческим ценностям, вовлекать каждого в общественную жизнь школы с целью усвоения личностью социальных норм; развивать творчество, инициативу, формировать позитивное отношение к жизни и активную преобразующую гражданскую позицию школьника; создать условия для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности; формировать потребность к ЗОЖ, укреплять здоровье ребёнка средствами физкультуры и спорта; развивать потребность в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией.
Приоритетные направления: Успешное окончание школы Толерантность Культура и духовность Профессиональное самоопределение Семья – общечеловеческая ценность В здоровом теле – здоровый дух
Как стать оптимистом Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах. Никогда не говорите о себе плохо. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Помогите им! Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя. Помните, что вы – воплощение надежд ваших родителей, вы – образ и подобие Бога, вы – творец своей жизни.
1 этап – диагностический «Познай самого себя» 1 полугодие 10 класса Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение старшеклассника, выявление его индивидуальных особенностей. Задачи: 1. Проведение психологического обследования ученика с целью определения хода его психологического развития. Приоритетными являются следующие направления: - диагностика познавательной деятельности учащихся; - исследования эмоционально-личностной сферы; - диагностика межличностных отношений; - диагностика психологического здоровья; - исследование в области профориентации. 2. Компьютеризация полученных результатов и создание базы данных по каждому ученику 3. Создание профиля компетентности и личного дневника учащегося «Карта открытий и развития личности»
2 этап – коррекционно-развивающий «Всё в моих руках» 2 полугодие 10 класса - 11 класс Цель этапа – реализация индивидуальной программы развития старшеклассника. На основе диагностических данных (с помощью психолога и классного руководителя) старшеклассником определяются цели собственного развития на предстоящий период времени и план их реализации. Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становится объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация. 1. Школьник выбирает и формулирует свои цели жизни. 2. Выстраивает цели по приоритетам. 3. Анализируя свой «профиль компетентности», ученик определяет свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечает «зону ближайшего развития». 4. Записывает в дневник свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год. 5. Намечает список дел, включающий общешкольные и классные дела, дополнительное образование, самоуправление в классе и т.д. 6. Выбирает и записывает в дневник дела, направленные на преодоление своих недостатков. 7. Анализирует свою работу.
2 этап – коррекционно-развивающий «Всё в моих руках» 2 полугодие 10 класса - 11 класс Классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребёнка, которая включает в себя: 1. Планирование общешкольных и классных ключевых дел (КД); 2. Создание матрицы КД (ученик, перечень дел, качества личности, на развитие которых работает дело); 3. Планирование деятельности каждого ребёнка в процессе подготовки и проведения КД; 4. Рефлексию.
Прогнозируемый результат реализации программы развития старшеклассника Модель выпускника в контексте программы «Мой успех – в моих руках». 1.Знает особенности собственных психических процессов и умеет управлять ими. 2.Умеет самостоятельно ставить жизненные цели и обладает настойчивостью в достижении поставленных целей. 3.Является социально адаптированной и духовно-нравственной личностью. 4.Стабильно положительно настроен к активной познавательной деятельности. 5.Испытывает постоянную потребность в самосовершенствовании 6.Способен принимать решения и нести за них ответственность. 7.Относится гуманно ко всему окружающему 8.Ценит своё здоровье и ведёт здоровый образ жизни. 9.Готов к самореализации в социально значимой профессиональной деятельности.
Индивидуальная программа развития ребёнка и текущие результаты её реализации на примере ученицы 11-а класса МОУ «Ибресинская СОШ 1» Орловой Марины Леонидовны
Характеристика ученицы 11-а класса МОУ «Ибресинская СОШ 1» Орловой Марины Леонидовны 1. Дата рождения – 29 марта 1990г. 2. Состав семьи- мать Надежда Григорьевна, отец Леонид Аркадьевич, старшая сестра Татьяна, бабушка Евгения Корниловна. 3. Состояние здоровья - хорошее, физически развита. 4. Дополнительное образование - лыжи, лёгкая атлетика, спортивная секция (тренер В.А.Петров). 5. Особенности личности- коммуникабельная, оптимист, любит совместную деятельность, добрая, отзывчивая, трудолюбивая. В жизни занимает активную позицию. Интересуется историей, литературой. 6. Темперамент – 35% холерик, 25% сангвиник, 20% флегматик, 20% меланхолик.
Социометрия - ПОПУЛЯРНЫЕ - ЛИДЕРЫ - ПРИНЯТЫЕ Конец 10-го класса I-е полугодие 11-го класса
Успеваемость
Уровень воспитанности Параметры конец 10 кл. 1 пол. 11кл. Учёба4,34,6 Обществ. поручения4,74,8 Труд в школе55 Домашняя работа55 Одноклассники4,54,7 Родители55 Учителя4,74,8 Свой посёлок4,64,8 Окружающая природа4,54,7 Творчество4,7 Уровень честности4,84,7 Уровень доброты4,7 Уровень самокритичности4,7 Средний показатель4,74,8
Карта открытий и развития личности ученицы 11-а класса Орловой М.Л. Параметры характеристики Начало 10 класса учебный год Конец 10 класса учебный год Начало 11 класса учебный год Состояние здоровья2 гр. здоровья Уровень тревожностисредний низкий ВниманиеСредний уровень ПамятьСредний уровень Высокий уровень МышлениеСредний уровеньВысокий уровень Развитие речиРечь развитаРечь выразительна, содержательна Речь выразительна, грамматически правильна ПоведениеХорошее Эмоциональная сфераОптимист Интересы, способностиСпорт, литератураСпорт, литература, историяСпорт, литература., история, обществоведение Учебная мотивацияВысокий уровень 26 б.Высокий уровень-28 б.Высокий уровень- 30 б. Работа в органах самоуправления Министр физкультуры и спорта Министр информации и печати Положение в коллективе Популярный Лидер СамооценкаНизкий уровень -46 б.Средний уровень- 34 б.Высокий уровень- 25 б. Внешкольная занятостьЛыжи, лёгкая атлетика, полиатлон – спортивная секция Лыжи, лёгкая атлетика, полиатлон – спортивная секция; дополнит. занятия по истории, обществоведению, рус.языку и математике Профессиональная направленность Спортивное направлениеСпортивное и юридическое направление
Личные достижения учебный год Районные соревнования 1 место по лыжным гонкам на призы «Деда Мороза»(1,5 км); 1 место в первенстве по лыжным гонкам в зачёт Спартакиады на дистанции 3 км; 2 место по зимнему полиатлону; 3 место по лёгкой атлетике на дистанции 200м; учебный год 2 место по прыжкам в длину на призы А.С.Аширова 2 место по лыжным гонкам на дистанции 2 км. 3 место в первенстве по лыжным гонкам в зачёт Спартакиады на дистанции 3 км;
Орлова Марина - личность, готовая к успешной социализации Умеет ставить цель и определять вариативные пути ее достижения. Обладает настойчивостью в достижении поставленной цели, умеет преодолевать трудности. Имеет активную жизненную позицию. Умеет максимально объективно анализировать достигнутые результаты. Расширяет свои знания и умения. Соблюдает правила и нормы человеческого сосуществования. Имеет адекватную самооценку, сохраняет уверенность. Готова к профессиональному самоопределению.