Методы и приемы психолого- педагогического воздействия при сопровождении детей «группы риска» Подготовила: Педагог-психолог МОУ Белая СОШ Климентьева И.В
Работа с семьей «группы риска» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов: Конвенция ООН о правах ребенка Конституция РФ Закон РФ «Об образовании» Семейный кодекс РФ Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Дети - социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально- психологические особенности. Детей можно разделить на 2 группы: -Малолетние (до 14 лет) -Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет)
Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать
Дети «группы риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних
Группа факторов, порождающих ситуации жизненного неблагополучия Природные ( обусловливающие внутреннюю и внешнюю среду развития ребенка) Социальные (проявляются во всем многообразии взаимоотношений ребенка с социумом)
На этапе оказания помощи подростку «группы риска» применяются: 1.Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание 2.Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств 3.Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями 4.Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида 5.Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение
Приемы психолого-педагогического воздействия 1.Созидательные педагогические приемы: - проявление доброты, внимания, заботы; - просьба; - поощрение; - "авансирование" личности; - обходное движение; - прощение; - проявление огорчения.
- убеждение и личный пример; - доверие; - моральная поддержка и укрепление веры в свои силы; - вовлечение в интересную деятельность; - нравственное упражнение. 2. Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения:
3. Приемы, построенные на понимании динамики чувств и интересов ученика: - опосредование; - фланговый подход; - активизация сокровенных чувств воспитанника.
4. Прямые и косвенные, тормозящие приемы: - констатация поступка; - осуждение; - наказание; - предупреждение; - проявление возмущения.