Системно- целевой подход к организации работы с родителями Презентация составлена зам. директора по УВР МОУ Второвская ООШ Лебедевой Л.И.
Участники программы: педагоги, родители, учащиеся. Сроки реализации программы: 2009 – 2014 уч. годы (Сроки реализации 1-ой программы: 2004 – 2009 уч. годы) Программа «Семья и школа»
Актуальность проблемы В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.
Проблемы Как найти подход каждой семье и оказать необходимую помощь? Как, работая с неблагополучными семьями, не потерять благополучные? Как скоординировать работу всех служб на благо семьи? Как изменить взгляды родителей и сделать их сотрудниками и соавторами всего учебно- воспитательного процесса в школе вместе с учителями? Как построить работу с семьями на авторитете и доверии: учеников, родителей, педагогов, администрации?
Цель программы Создание благоприятных условий для формирования единого воспитательного пространства через расширение и укрепление взаимодействия семьи и школы
Задачи 1.Организация психолого - педагогичесого просвещения родителей через систему родительского всеобуча. 2.Организация и совместное проведение досуга детей и родителей. 3. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания. 4. Оказание социально – педагогической помощи семьям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.
Модели педагогического сопровождения семейного воспитания Модель родительского всеобуча и подготовки молодёжи к семейной жизни (И.В. Гребенников) Модель социально – педагогической работы школы с семьёй (В.Г. Бочарова) Модель разноуровнего взаимодействия семьи и школы
Модель родительского всеобуча и подготовки молодёжи к семейной жизни Основные направления: 1.Создание и реализация программ психолого – педагогического просвещения родителей, включающих в себя разделы: «особенности воспитания детей разного возраста», «специфика семей и семейных отношений», «конфликты в семье» и др. 2.Введение в старших классах специального школьного предмета «Этика и психология семейной жизни» с целью подготовки молодёжи к семейной жизни.
Модель социально – педагогической работы школы с семьёй Основные направления: 1.Активизация деятельности социального педагога при организации прямого и опосредованного воздействия на семью. 2.Создание в структуре школы специальных социальных служб по организации взаимодействия с семьёй.
Модель разноуровнего взаимодействия семьи и школы (реализуется в МОУ Второвская ООШ) Модель, направленная на повышение эффективности воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ путём активизации взаимодействия школы и семьи на различных уровнях школьной практики. Уровни взаимодействия: администрация - родители педагог - родители классный руководитель - родители психолог - родители социальный педагог - родители родители- родители
Этапы реализации модели разноуровнего взаимодействия семьи и школы 1 этап Разработка проекта модели в образовательно – воспитательном пространстве школы. 2 этап Реализация проекта модели взаимодействия семьи и школы. 3 этап Модель разноуровнего взаимодействия семьи и школы в ходе её реализации.
Переход от эпизодически стихийного взаимодействия школы и семьи по проблемам обучения и воспитания детей, педагогического просвещения родителей к постоянному, на основе конкретных программ совместной деятельности с учетом специфики школы, контингента детей и родителей Переход от эпизодически стихийного взаимодействия школы и семьи по проблемам обучения и воспитания детей, педагогического просвещения родителей к постоянному, на основе конкретных программ совместной деятельности с учетом специфики школы, контингента детей и родителей Дифференцированное психолого-педагогическое обучение, консультирование, информирование и просвещение родителей и детей Дифференцированное психолого-педагогическое обучение, консультирование, информирование и просвещение родителей и детей Использование активных форм дифференцированного психолого-педагогического обучения Использование активных форм дифференцированного психолого-педагогического обучения Привлечение к сотрудничеству со школой и родителями представителей общественности и официальных органов Привлечение к сотрудничеству со школой и родителями представителей общественности и официальных органов Разработка педагогами совместно с родителями программ воспитания Разработка педагогами совместно с родителями программ воспитания
Основные направления Изучение семей учащихся Работа с родителями Работа с проблемными семьями Подготовка учащихся к семейной жизни Работа с педагогическими кадрами Работа с социумом
Ожидаемые результаты Критерии факта Наличие сложившейся системы педагогического сопровождения семейного воспитания Разработка плана работы ОУ с семьёй Внедрение в практику педагогической деятельности традиционных и новых воспитательных технологий по работе с семьёй
Результаты Программа проведения родительского всеобуча. Программа по оказанию комплексной социально – педагогической помощи неполным семьям «Семейное счастье» Программа по оказанию социально – педагогической поддержки неблагополучных семей. Дифференцированные родительские собрания: - неполные семьи, - семьи с одарёнными детьми, - семьи с детьми повышенного уровня тревожности. Творческая группа классных руководителей по работе с семьёй
Ожидаемые результаты Критерии качества Позитивный характер взаимодействия ОУ и семьи: - стиль отношения между педагогами и родителями; - уровень удовлетворённости родителей деятельностью ОУ Динамика уровня заинтересованности и активности родителей в жизнедеятельности ОУ. Включённость в систему самоуправления ОУ. Позитивная динамика личностного развития учащихся: состояние физического, психического и нравственного здоровья детей.
Нормативно-правовая база реализации программы Указ Президента России от г.712 « Об основных направлениях государственной семейной политики». Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.(2002 г.) Федеральный закон об образовании (2005г.) Концепция государственной политики в отношении молодой семьи» (май 2007г.) Региональная программа педагогического сопровождения семейного воспитания на период 2005 – 2010 гг.
Механизмы реализации программы Организация внутришкольного контроля Контроль за реализацией программы осуществляет администрация школы в форме обязательного присутствия на общешкольных и некоторых классных мероприятиях, проверки документации, собеседований и др. Результаты контроля обсуждаются на педсоветах и совещаниях при директоре.
Механизмы реализации программы Мероприятия, направленные на реализацию программы: Ежегодно (в начале учебного года) заместителем директора школы по УВР совместно с социальным педагогом разрабатывается план работы с семьёй, который обсуждается на Совете школы и утверждается директором школы. Ежегодно (в конце учебного года) подводятся промежуточные результаты реализации программы. Спустя 2,5 года – педагогический совет «Промежуточные итоги школьных КЦП» В течение учебного года проводятся педагогические исследования в целях совершенствования и корректировки программы.
Стимулирование участников образовательного процесса, в том числе родителей Моральное и материальное поощрение (премии, подарки, благодарности). Благодарственные письма родителям за хорошее воспитание ребёнка. Почётные грамоты и дипломы. Презентация положительного опыта семейного воспитания ( в ыставки изделий декоративно – прикладного искусства, фотовыставки и т.д.) Поздравление родителей с календарными праздниками.