Рациональная организация учебного труда школьника как средство повышения качества знаний учащихся Материалы к педсовету по теме «Качество знаний. Из чего оно складывается?» школьного округа 1 Родинского района Алтайского края МОУ «Ярославцевологовская сош» январь 2011года
Учебный труд школьника начинается на уроке Повышение эффективности учебно- воспитательного процесса зависит от того, как решаются конкретные вопросы, связанные с организацией и содержанием урока.
Домашнее задание – традиционный компонент обучения Домашнее задание является логическим продолжением урока, которое переводит полученные знания и умения из кратковременной памяти в долговременную.
О ЗНАЧЕНИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьёт только домашний самостоятельный труд. (философ Иммануил Кант) Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника. (психолог Эльконин-Давыдов)
Домашнее задание выполняет различные функции. Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему. Вторая функция домашнего задания - это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. Третья функция домашнего задания - развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда: Ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания; Домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика; Вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения; Выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.
Организация домашней учебной работы Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: В 1 классе(со второго полугодия) - до 1 ч. Во 2 классах – до 1,5 ч. В 3-4 классах – до 2 ч. В 5-6 классах – до 2,5 ч. В 7-8 классах – до 3 ч. В 9-11 классах – до 4 ч.
Временные затраты на выполнение домашнего задания в классах ( МОУ «Ярославцевологовская сош», уч.год) Временные затраты на ДЗ 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Норма95%81%63%42%57%51%56% Свыше нормы 2%5%12%34%30%29%25% Ниже нормы 3%14%25%24%13%20%19%
Временные затраты на выполнение домашнего задания в 5,8 классах ( МОУ «Ярославцевологовская сош», уч.год ) Наибольшие временные затраты в 5 классе: Иностранный язык - 20% Математика, русский язык – 80% Наибольшие временные затраты в 8 классе: Математика, физика – 25% История, литература, география, обществознание – 75% Причины: Много задают – 24% Трудно дается предмет – 66%
Условия успешного выполнения домашнего задания Непосредственная связь всех компонентов урока с содержанием домашнего задания Хорошо сформированные навыки самостоятельной работы у учащихся, техника домашнего учения Индивидуализация домашней работы с учетом способностей, склонностей, интересов учащихся Сформированность положительного отношения к учению Обязательный контроль и оценка домашней работы учителем на уроке Необходимый контроль и помощь родителей
Заинтересованность родителей в успешном выполнении домашней работы Проверяют домашнее задание (по результатам анкетирования) всегдаиногданет 5 класс60%30%10% 8 класс20%10%60%
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА 1.Организационный этап. 2.Этап всесторонней проверки домашнего задания. 3.Этап всесторонней проверки ЗУН (знаний, умений, навыков). 4.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. 5.Этап усвоения новых знаний. 6.Этап проверки понимания учащимися нового материала. 7.Этап закрепления нового материала. 8.Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 9.Подведение итогов урока.
ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТАПА Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность домашнего задания. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения.
Успевают ли учащиеся записывать домашнее задание на уроке? (по результатам анкетирования) данетне всегда 5 класс60%30%10% 8 класс70%30%-
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ 1. Проверка тетрадей учителем. 2. Контроль выполнения домашнего задания на аналогичном материале в классе. 3. Контроль письменных и устных заданий отдельных учеников у доски. 4. Просмотр тетрадей с домашним заданием перед уроком ассистентами учителя. 5.Контроль самостоятельной работы по индивидуальным карточкам. 6. Непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если его активность вызвана его домашней подготовкой. 7. Взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями (парная работа с использованием справочников, учебника, словарей). 8.Самоконтроль: сопоставление выполненной работы с оригиналом.
Какие проблемы в этой связи встают перед школой? Повышение качества урочных занятий Рационализация объёма домашней работы Более пристальное внимание учителей к обучению учащихся и родителей технике домашнего учения Осмысление учителями, учащимися, родителями системы правил и требований к домашней учебной работе Внедрение этих правил в практику
Авторы презентации: Саврулина С.С. – заместитель директора по учебной работе Кравченко Т.С. – учитель начальных классов МОУ «Ярославцевологовская сош» январь 2011года