Система подготовки учащихся к ЕГЭ Зам.директора по УВР Николаева Г.Г. МБОУ «Лицей 2» г.Чебоксары
Государственная итоговая аттестация – оценка качества образования ЕГЭ - входной контроль в ВПО Высокие баллы, набранные в результате ЕГЭ, открывают возможности поступления в самые престижные ВУЗы России. При подготовке к ЕГЭ школы сталкиваются с проблемами различного характера: организационного (недостаточно четко выстроен алгоритм деятельности педагогического коллектива при подготовке к ЕГЭ); методического (несоответствие применяемых учебно-методических комплексов задачам ЕГЭ, необходимость изменения структуры урока и форм обучения); психологического (недостаточная психологическая подготовка учителей, выпускников и их родителей). Решение этих проблем требует: изменения в содержании управленческой деятельности администрации школы, разработку системы подготовки к ЕГЭ.
Динамика поправок в спецификацию экзамена за последние 7 лет. изменение числа заданий в той или иной группе, изменение первичного балла, уточнение критериев проверки заданий группы С. изменение формы и содержания заданий; введение новых моделей заданий; перераспределение заданий по уровням сложности; изменение круга тем, охватываемых экзаменом
Средний балл ЕГЭ по предметам в разрезе 3-х лет
Сравнительный анализ поступаемости выпускников лицея в вузы за семь лет
Поступаемость выпускников-2011
Подготовленность к чему-либо – это комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. Готовность учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ Информационная готовность Предметная готовность информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д. готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ: 1.Организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕГЭ; 2.Мониторинг качества; 3.Психологическая подготовка к ЕГЭ. Психологическая готовность внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена
- нормативные документы ЕГЭ, - ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ. Инструктаж учащихся: - правила поведения на экзамене; - правила заполнения бланков; информационная работа с педагогами Три направления в информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к ЕГЭ. -нормативно-правовые документы ЕГЭ; -анализ результатов ЕГЭ лицея, города, республики; -творческая презентация опыта по подготовки учащихся к ЕГЭ информационная работа с родителями информационная работа с учащимися -Родительские собрания; -Индивидуальное консультирование родителей (классные руководители, педагог-психолог).
Мониторинг качества образования Мониторинг включает Контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ЕГЭ Контроль оценок по контрольным работам Результаты пробного внутришкольного ЕГЭ Возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ
Репетиционные тестирования в системе управления качеством Тестирование проводится на бланках аналогичных бланкам ЕГЭ и проверка по технологии ЕГЭ. Тестирование проводится с целью оценки имеющегося у ученика уровня подготовки и прояснения уровня требований по предмету Результаты тренировочного тестирования- это индивидуальная распечатка на каждого участника плюс аналитический материал по результатам группы учащихся. Тестирование помогает определить соответствие сферы «хочу» выпускника сфере «могу». Для учащихся 11 классов в учебном году проведено 10 тренировочных тестирований.
Регламент работы учителя по результатам тренировочного тестирования Разбор всех вариантов. Разбор решаемости. Мониторинг индивидуальной динамики учащихся. Разбор критериев проверки части С. Подготовка индивидуальных рекомендаций для учащихся.
Сравнение результатов ЕГЭ с результатами тренировочного тестирования
Психологическая подготовка к ЕГЭ ЦЕЛИ отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля повышение уверенности в себе, в своих силах
Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ Посещение администрацией уроков учителей- предметников, методическая помощь Включение в планы работы деятельности ШМО вопросов подготовки к ЕГЭ, дополнительные семинары, курсы повышения квалификации Индивидуальные консультации учителей- предметников для учащихся Привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки к ЕГЭ Широкий спектр элективных курсов, расширяющих программу базового обучения Психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к ЕГЭ
ЕГЭ не только инструмент измерения конечного результата образовательной деятельности, но и механизм управления качеством образования, становления и развития личности выпускника. Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ способствует повышению эффективности и качества результатов.
Модель организации управленческой деятельности 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень директор Нормативно- правовая база Педагогический совет Зам.директора Научно- методический совет Орг.вопросы, Мониторинг Учитель, психолог, Классный руководитель ученик Методические объединеия учителей- предметников Методика, дидактика, технологии знать критерии оценивания по учебным предметам; уметь рефлексировать свою деятельность по подготовке к экзамену осознанно выбрать учебные предметы для сдачи ЕГЭ;
Компетенции, которые проверяются в тестах ЕГЭ Информационная компетенция включает в себя умения: понимать текст и его структурно-смысловые связи; оценивать полученную информацию; анализировать текст, используя разные приемы обработки текста; переводить информацию из одной системы в другую. Учебно-познавательная компетенция включает в себя умения: объяснять, устанавливать взаимосвязи; сравнивать, анализировать, формулировать выводы; классифицировать объекты и явления; соотносить единичные факты и общие явления. Коммуникативная компетенция включает в себя умения: создавать связное высказывание; последовательно излагать собственные мысли; высказывать и аргументировать собственное мнение
Опыт показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах: - системности (подготовка ведется последовательно, функционирует команда специалистов, подготавливающая учащихся по различным направлениям – информационно, предметно, психологически); - гибкости (отслеживание изменений нормативно- правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ЕГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся).
Спасибо за внимание.