Разработка образовательных программ по направлению «Прикладная информатика» Заместитель председателя Совета УМО, проректор по научно- методической работе МЭСИ проф., д.э.н. Тельнов Ю.Ф.
ФГОС 3-го поколения в области Прикладной информатики Проект ФГОС «Прикладная информатика» с учетом пожеланий индустрии был представлен на заседании УМО в МЭСИ 10 декабря 2006 г., детальное обсуждение доработанного варианта мая 2007 г. – УФА; утверждение 9 октября 2007 года, утверждение нового макета май 2008 г., выиграл конкурс на закупку декабрь 2008 г. Со стороны индустрии приняли участие в экспертизе стандарта: АПКИТ 1С ФОСТАС – фонд поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами ЕС «Лизинг» НИИ «Восход» Институт системного анализа РАН Главный центр информатизации Банка России ГМЦ Росстата Всероссийский НИИ проблем вычислительной техники и информатизации и др.
Разработка примерных образовательных программ по профилям подготовки Профиль – конкретизированная (более узкая) область профессиональной подготовки в рамках направления Профиль реализуется как самостоятельная образовательная программа Профилизация на уровне бакалавриата – часть образовательной программы, обеспечивающая его востребованность на рынке труда или продолжение обучения по конкретном профилю в магистратуре. Специализированная программа магистра - часть образовательной программы, обеспечивающая его академическую или профессиональную востребованность внутри профиля подготовки. Профили попадают в ОКОП и становятся элементом государственной статистики. Роль УМО в экспертизе для открытия нового профиля Формирование ОП по профилю на основе профессиональных стандартов
Профили подготовки по направлению «Прикладная информатика» Экономика Менеджмент Юриспруденция Государственное и муниципальное управление Дизайн Химия Геодезия Социология Психология Образование Здравоохранение Сервис Архитектура и др.
Формирование компетенций на основе профессиональных стандартов Профессиональные стандарты должны соответствовать реальным потребностям российского народного хозяйства, образовательные стандарты содержат общеобразовательные, фундаментальные, воспитательные компоненты. ФГОС ВПО должны соответствовать профессиональным стандартам в части реализации профессиональных компетенций.
Соотношение профессиональных стандартов и ФГОС Профессиональные стандарты (ПС) создаются по наиболее массовым и востребованным профессиям в области ИТ, описывающих должности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы и сертификации в соответствии с квалификационными уровнями. ФГОС ВПО является комплексной федеральной нормой качества высшего образования по направлениям и уровням подготовки, обязательной к исполнению всеми высшими учебными заведениями на территории Российской Федерации, реализующими основные образовательные программы указанных уровней по данному направлению подготовки, имеющими государственную аккредитацию или претендующими на ее получение. В области ИТ ФГОС:ПС= 1:М. Проект нового федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Прикладная информатика» соответствует профессиональным стандартам «Специалист по информационным системам», «Специалист по информационным ресурсам», «Системный аналитик».
Компетенция Задачи деятельности Виды деятельности Направление подготовки ВПО Знать, уметь, владеть (ЗУН) Область Профессиональной деятельности (Профессия) Объекты профессиональной области Дисциплины (модули) Циклы Уровень образования Формирование компетенций Концептуальная модель ФГОС
Должностные обязанности Умения, навыки Квалификационный уровень – направление деятельности Основные знания (дисциплины) Концептуальная модель ПС
Соответствие ФГОС и профессиональных стандартов Область профессиональной деятельности – требования к профессии Задача – должностная обязанность Дисциплины – знания Умения, навыки – конкретизация компетенции
Требования к профессии по квалификационным уровням Наимено- вание деятель- ности Опыт работы Требован ия к сертифи- кации Состоя- ние здоровья Наимено вание должнос- ти Уровень образо- вания
Профессиональные возможности после бакалавриата Прикладной информатики ДолжностьУровень квалификации Программист Консультант Сервис-инженер 2 Специалист по внедрению Старший консультант Старший программист Старший сервис-инженер 3
Профессиональные возможности после магистратуры Прикладной информатики ДолжностьУровень квалификации Системный аналитик Ведущий консультант Бизнес-аналитик Руководитель проекта 4 Бизнес-архитектор Руководитель проекта 5
Соответствие видов деятельности ФГОС по направлению «Прикладная информатика» и профессионального стандарта «Специалист по информационным системам» Область профессиональной деятельности – планирование, руководство и координация различных видов деятельности в сфере создания и эксплуатации бизнес-приложений: как в организации-поставщике, так и организации- заказчике на всех стадиях жизненного цикла ИС ПСФГОС Анализ требований Системный анализ и разработка требований Проектные спецификации Проектирование ПроизводствоРеализация проектных решений ВнедрениеВнедрение проектов РегламентацияУправление проектами КонсультацииОбучение и консалтинг
Соответствие должностных обязанностей задачам профессиональной деятельности Задачи проектной деятельности Должностные обязанности Обследование прикладной области Сбор детальной информации для формализации предметной области проекта и требований пользователей заказчика Формирование требований к информатизации прикладных процессов Формирование требований к организации системы управления заказчика в области бизнес- задачи Формирование требований к информационной системе Моделирование прикладных и информационных процессов Проведение работ по описанию реализации бизнес-процессов предприятия заказчика в информационной системе Анализ бизнес-процессов предприятия и заказчика и их информационного обеспечения с выявлением проблем Формирование рекомендаций по оптимизации бизнес-процессов
Проектирование ОП Дисцип- лина 1 Дисцип- лина 2 Дисцип- лина N Компе- тенция 1 Уровень Компе- тенции Уровень Компе- тенции Уровень Компе- тенции Компе- тенция М Уровень Компе- тенции Уровень Компе- тенции
Уровни компетенции Глубина знанийПримеры поведенческих целей (задач), которые студенты достигли Способ достижения уровня 1.ОсознаниеОпределить... Список характеристик сущности… Название компонентов сущности …. Диаграмма... Список достоинств /недостатков... Лекции, обсуждение в классе, не включает использование 2. Грамотность Сильное знание Сравнить и различить … Объяснить... Написать/выполнить просто... Функциональные возможности Описать взаимосвязи объекта Лекции, дискуссии, чтение, командная работа и проекты, лабораторные. Не включает использование. 3.Концептуальность/ Использование умений Использовать... Передавать идею чего-то... Формировать и связывать абстракцию Интерполировать/экстраполировать в... Список понятий/основные шаги в... Длительные лабораторные и проекты, презентация, включающая объяснение. Использование.
Уровни компетенции Глубина знанийПримеры поведенческих целей (задач), которые студенты достигли Способ достижения уровня 4. Детальное понимание, способность применения. 5. Продвинутый уровень Поиск корректных решений Проектирование и реализация Применить принципы Реализовать Разрабатывают/порождают/ устанавливают Конструируют/адаптируют... Генерируют новые решения Оценивают/судят об относительном значении... Командно- ориентированные лабораторные работы. Способность применять существующее знание для генерации нового знания
Сравнение уровня знаний по различным специальностям Область знаний CECSISITSE minmaxminmaxminmaxminmaxminMax Organization Theory Decision theory Organization behavior Organizational Change management General Systems theory Risk management (Project, safety risk) Project management Business models Functional Business Areas Evaluation of Business Performance Circuits and Systems Electronics
Рекомендации по разработке образовательных программ с учетом иребований профессионального стандарта Установление концептуального соответствия профессиональных и образовательных стандартов Разработка учебных планов по профилям ВПО и ОП с учетом квалификационных уровней ПС Разработка учебных программ с учетом должностных обязанностей ПС и уровней компетенции
Благодарю за внимание! Вопросы? Контакты: