M(OH)n Fe(OH) 3 KOH Тема нашего урока?
Х – 8 52 Основания Цель. Познакомить учащихся с основаниями в свете ТЭД, их классификацией. Дать понятие о химических свойствах щелочей и нерастворимых оснований. Оборудование и реактивы : прибор для определения электропроводности растворов, пробирки, щипцы, стеклянная палочка, растворы- индикаторов, гидроксида натрия, гидроксида калия, сульфата меди, серной кислоты, соляной кислоты, спиртовка, спички. План Организационный момент Проверка домашнего задания. Это вы знаете Качественные реакции на основания (лабораторная работа) Классификация оснований Проверка электропроводности оснований Исследование химические свойства оснований Применение оснований Вывод по уроку Д/ задание Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания
Основания I. Это Вы знаете Дать определение M(OH)n Основания – сложные вещества, состоящие из ионов металла и связанных с ними одного или несколькими гидроксид ионов. ОН - гидроксид ион Задание 1 Заполнить таблицу. + - М(ОН) Название гидроксидаФормула гидроксида Гидроксид калияГр2 Гидроксид кальцияГр3 Гидроксид алюминияГр
Р Н II. Это Вы знаете Классификация оснований М(ОН)х Р (растворимые) Н (нерастворимые) Задание 2 Пользуясь таблицей растворимости составить и вписать формулы растворимых и нерастворимых оснований Р
Основания Задание 3 Качественные реакции, с помощью которых распознают вещества. Лабораторный опыт. Цель: Изучить изменение окраски индикаторов в нейтральной и щелочной среде Правила Т.Б. обязуюсь выполнять._________________________(роспись). Ответ афишировать Индикатор (цвет)Вода (цвет индикатора)Гидроксид натрия (цвет индикатора) Фенолфталеин Цвет(___________) гр1гр4гр2 Лакмоид Цвет(___________) гр2 гр5гр3 Метилоранж Цвет(___________) гр3гр1гр4 Гр.5 Вывод. Мы исследовали_________________________________________ Вывод: Мы исследовали качественные реакции для щелочей, с помощью которых растворы щелочей можно распознать среди растворов других веществ ______________________________________________________________________
Задание 4. Работа с учебником (таблица 7 учебника)Заполнить таблицу «Классификация оснований» Ответ афишируют группы. Признаки классификацииГруппы основанийПример Кислотность (число групп ОН-) Однокислотные Двухкислотные Трехкислотные Гр 1 Гр2 Гр3 Степень электролитической диссоциации (ЭД) Сильные α 1Гр4 Слабые α- 0 Гр Вывод
Задание 5 Собрать прибор для определения электропроводности растворов. Проверить электропроводность предложенных вам оснований: гр1. гидроксида кальция, гр2. гидроксида меди (II), гр3. гидроксида железа (III), гр 4. гидроксида натрия, гр.5. гидроксида калия Записать наблюдения в таблицу. Правила Т/Б обязуюсь выполнять ___________(роспись) Ответ афишировать Электролиты – это _______________________________________________________________ Неэлектролиты – это _____________________________________________________________ Электролитическая диссоциация – это _______________________________________________ РисунокНаблюдения M(OH)х При каких условиях лампочка загорается/ не загорается?_________________________________ _______________________________________________________ Проводит / не проводит ток?____________________________________________________ Причина электропроводности______________________________________ ________________________________________________________
Задание 6 Цель. На основании проведенных опытов, сделать умозаключения о химических свойствах оснований в свете ионных представлений. Гр 1. Соедините попарно растворы гидроксида кальция с оксидом углерода (IV) (Сa(OH) 2 + CO 2 ) Гр 2. Гидроксид меди (II ) разложить при нагревании (Cu(OH) 2 t*- ) Гр 3. Соедините попарно растворы гидроксида натрия в присутствии фенолфталеина с серной кислотой (NaOH + фенолфталеин+ H 2 SO 4 по каплям) Гр 4. Соедините попарно растворы гидроксида калия в присутствии фенолфталеина с соляной кислотой (КOH + фенолфталеин + HCI по каплям) Гр 5. Соедините попарно растворы гидроксида калия с сульфатом меди (КOH + CuSO 4 ) Инструктаж 1.Внимательно прочитайте задание. 2.Подготовьте реактивы и необходимое оборудование. 3.При работе соблюдайте правила техники безопасности. Работу оформить таблицей. Результат афишировать
Что делали УХР (молекулярные и ионные)Признаки реакции 1 группа Гр1. Сa(OH) 2 + CO 2 - 2группа Гр2. Cu(OH) 2 t*- 3 группа Гр3. NaOH + ф/ф+ H 2 SO группа Гр4. NaOH +ф/ф + HCI- 5 группа Гр5. КOH + CuSO 4- Сделать сообщение по плану
Вывод Изучили 1.Химические свойства оснований М (ОН)n HnRMnRxнеM2Oxиндикаторпри t
Применение оснований Ca(OH)2 гашеная известь в смеси с цементом, водой, песком в строительстве NaOH в производстве мыла Al(OH)3 очистка воды (адсорбционные свойства)
Вывод по уроку Мне было интересно __________________________________________ Я испытал гордость за__________________________________________ Своей работой я остался________________________________________ Настроение____________________________________________________ Д/З параграф 39, 1,3,
Литература О.С.Габриелян. «Химия».Учебник О.С.Габриелян, А.В.Яшукова «Химия» Рабочая тетрадь к учебнику «Химия-8». «Химия – Первое Сентября» журнал. С.Л.Островский «Как сделать презентацию к уроку?» Т.Г.Назина «Введение в химию»