Программа интегрированного элективного курса по физике и химии « Строение атома» ( 34 часа) ( 34 часа) Авторы – составители: Авторы – составители: И. В. Маряшина – учитель физики, И. В. Маряшина – учитель физики, В. Н. Захарова- учитель химии. В. Н. Захарова- учитель химии.
Пояснительная записка Двадцать первый век называют атомным веком или веком ядерной энергии. Вызвано, это тем, что открытия, сделанные в прошлом веке в области изучения структуры и свойств атомных ядер и элементарных частиц, привели к возможности использования человеком принципиально новых источников энергии, запасы которых на Земле практически неограниченны. Электрические станции, работающие на ядерном горючем, уже сейчас вносят существенный вклад в энергетику многих стран мира. В научных исследованиях и промышленности, и в медицине и сельском хозяйстве все более применяются радиоактивные изотопы и радиоизотопные приборы. Практическое решение задачи использования ядерной энергии является настолько важным по результатам воздействия на развитие техники, что его можно сравнить лишь с открытием способа добывания и использования огня. Все это делает необходимым знакомство учащихся (выпускников) школы с основами атомного ядра. Элективный курс « Строение атома» дополняет и развивает школьный курс физики и химии, а также является информационной поддержкой выбранного профиля дальнейшего образования и ориентирован на удовлетворение любознательности школьников. Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 8, 9 классов.
Цель курса : Углубить и расширить знания учащихся пред профильного образования по теме: «Строение атома» в процессе изучения школьного курса физики и химии. Основные задачи Обучающие: обобщение, систематизация, углубление знаний о атоме; углубление знаний по данным разделам школьного курса физики и химии; формирование умения комплексного применения знаний при решении учебных теоретических и экспериментальных задач; Развивающие: развитие специальных умений учащихся экспериментальных, практических и т. д.); развитие обще учебных умений; самостоятельной работы, использования источников информации; организационных: планирования, самоконтроля ; развитие общечеловеческих умений: способностей к абстрагированию, индукции, дедукции; формирование интереса к предметам; развитие творческих способностей, исследовательских умений. Воспитательные: расширение кругозора; воспитание самостоятельности; развитие мировоззрения; политехническое воспитание
Формы и методы работы : РАССКАЗ, БЕСЕДА, УЧЕБНАЯ ДИССКУСИЯ, РАБОТА С КНИГОЙ, ДЕМОНСТРАЦИЯ, ЛАБОРАТОРНЫЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ, СЕМИНАРЫ.
Содержание курса Атомное ядро (6часов) История открытия атома. Изотопы. Несамостоятельность протонно - электронной модели ядра. Открытие нейтрона, протона. Энергия связи ядра. Оболочная модель ядра. Радиоактивность (12 часов) Радиоактивность атомных ядер. Экспериментальные особенности и альфа и бета - распада. Продукты радиоактивного распада. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Биологическое действие ядерных излучений. Понятие о дозе излучения и способы защиты от излучений. Ядерные взаимодействия(10 часов) Виды ядерных реакций. Энергетический выход реакции. Способы получения искусственных изотопов и новых химических элементов. Ядерная энергия (6 часов) Деление ядра урана. Цепная реакция деления. Ядерный реактор. Принципы устройства и действия АЭС. Понятие о термоядерных реакциях.
Учебно - тематический план 8 класс (курс состоит из 17 занятий - первое полугодие) Наименование курса Всего часов В том числе Формы проверки лекция практика семинар 1Введение История открытия ато - ма Радиоактивность. Характеристика нуклонов Изотопы Правило смеще-ния.( Правило Содди) Ядерная реакция ( решение задач) тест 7 Строение элект- ронной оболоч- ки Энергия связи. Дефект массы Итоговое занятие. 1 Итоговый тест
9 класс. Физика ( курс состоит из 17 занятий - второе полугодие) Наименование курса Всего часов В том числе Формы проверки лекция практика семинар 1Актуализация знаний Решение задач: радиоактивность, ядерная реакция (уровень « В» и задачи производ- стенного харак- тера тест 3Энергия связи. ( уровень « В» и « С») тест 4Деление ядер урана «Атомная энергетика: за и против» Термоядерная реакция Итоговое занятие 1 Итоговый тест