Управление результатами деятельности органа исполнительной власти Берездивина Елена Викторовна доцент факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ, научный сотрудник института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Иркутск, 23 августа 2007 года This project is funded by the EU Этот проект финансируется ЕС
2 нормативные основания Концепция реформирования бюджетного процесса (постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 года 249) Концепция административной реформы (распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г р) управление по результатам Бюджетный кодекс в редакции от 26 апреля 2007 года 63-ФЗ Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. N 838 «О внесении изменений в Положение о ДРОНД СБП» Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2005 года 239 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» Постановление правительства от 6 марта 2005 года 118 «Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год» Постановление Правительства РФ от 16 июля 2005 г. 440 «О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации» This project is funded by the EU Этот проект финансируется ЕС
3 постановка проблемы Результат деятельности органа исполнительной власти – исполненная процедура или удовлетворенный потребитель государственной услуги? Цель планирования деятельности – мотивация органа исполнительной власти (сотрудников) к обеспечению заданного результата и совершенствованию деятельности. Для обеспечения мотивации следует установить зависимость между тремя элементами управления: (1) цели и задачи органа, формализованные в виде показателей результативности (2) текущая работа органа – административные процедуры (3) ресурсы всех видов, которыми располагает орган Бюджетирование, ориентированное на результат, или результативное бюджетирование – одна из технологий обоснования расходов бюджета, при которой направления и объемы расходования определяются ожидаемыми результатами деятельности органа исполнительной власти. This project is funded by the EU Этот проект финансируется ЕС
4 планирование результатов деятельности Основания для формирования плана деятельности ведомства: 1. Положение об органе исполнительной власти 2. Стратегия развития отрасли (в соответствии со Стратегией социально- экономического развития РФ) 3. Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности 4. Послание Президента РФ Федеральному собранию Планирование деятельности: технология «сверху-вниз» (по приоритетам) или технология «снизу-вверх» (по функционалу) ЕДИНИЦА ПЛАНИРОВАНИЯ РАСХОДОВ – МЕРОПРИЯТИЕ ВЦП – Ведомственная целевая программа – группировка мероприятий, реализуемых субъектом бюджетного планирования для решения определенных ДРОНД задач, с указанием общего объема расходов, системы управления программой и возможных рисков недостижения целевых значений показателей результативности This project is funded by the EU Этот проект финансируется ЕС
5 This project is funded by the EU Этот проект финансируется ЕС положение о ФОИВ административные регламенты должностные регламенты приоритеты развития РФ стратегия развития сферы регулирования СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ФОИВ показатели результативности (конечного эффекта) ТАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ показатели результативности (непосредственного результата) РЕСУРСЫ показатели результативности (использования ресурсов) подразделение планирования финансовое управление РЕЗУЛЬТАТ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЦП - контроль (периодичность – полугодие или квартал) - база нового цикла планирования - мониторинг значений показателей результативности - внутренний аудит (профилактика оппортунизма) план деятельности ФОИВ МЕРОПРИЯТИЯ ВЦП руководители ВЦП планы деятельности структурных подразделений руководители структурных подразделений подразделение планирования положения о структурных подразделениях ответственные за мероприятия Государственные функции (государственные услуги)
6 This project is funded by the EU Этот проект финансируется ЕС Доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования (с 2004 г.) Бюджетная классификация (с 2005 г.), в т.ч. классификация операций сектора государственного управления (с 2008 г.) Перспективный финансовый план (с 2005 г.) Реестр расходных обязательств (с 2006 г.) Ведомственные целевые программы (с 2005 г.) Бюджеты действующих и принимаемых обязательств (с 2006 г.) Государственное (муниципальное) задание (с 2008 г.)
7 This project is funded by the EU Этот проект финансируется ЕС источникдействиерезультат Положение о ФОИВформирование (подтверждение) перечня мероприятий 1. перечень мероприятий 2. предложения о внесении изменений в Положение 3. предложения по изменению административных процедур Стратегия развития отрасли Сводный ДРОНД Послание Президента ФС РФ 1. уточнение (подтверждение) стратегических целей 2. формирование перечня тактических задач 3. формирование перечня наименований показателей результативности 4. определение целевых значений показателей результативности перечень целей, задач и показателей на очередной период (первый раздел ДРОНД) нормативные акты, соглашения и т.д. согласование реестра расходных обязательств 1. РРО СБП 2. БДО 3. ПФП (второй раздел ДРОНД) первый раздел ДРОНД РРО СБП формирование ведомственных целевых программ 1. проекты ВЦП (третий раздел ДРОНД) 2. государственное задание проекты ВЦПсогласование утверждаемых программ 1. ВЦП 2. БПО 3. уточненный РРО (третий и четвертый разделы ДРОНД) ВЦП Административные регламенты формирование плана деятельности план деятельности ФОИВ планы деятельности подразделений (частично пятый раздел ДРОНД)
8 Системе «цели – процедуры – ресурсы» соответствует иерархическая система показателей результативности трех типов: показатель конечного эффекта показатель, отражающий состояние целевой группы показатель непосредственного результата показатель, отражающий характеристики выполненной работы показатель использования ресурсов показатель, отражающий технологию использования ресурсов в процессе создания непосредственного результата деятельности ОИВ при заданных бюджетных ограничениях и для достижения целевых значений показателей непосредственного результата Эти три типа показателей охватывают все разнообразие наименований показателей результативности и отражают все составляющие управления – объект управления (целевая группа, сфера воздействия), субъект управления и стоимость управления. Система показателей результативности трех типов позволяет планировать и проконтролировать: влияние ОИВ на целевую группу объем и качество предоставленных услуг процедуры органа исполнительной власти стоимость оказания услуги показатели результативности This project is funded by the EU Этот проект финансируется ЕС