Поташникова Е.М. Косовцева Н.И. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей 17 Технология проблемно- диалогического обучения
Тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение материала через следующие этапы творчества Постановка проблемы Поиск решения Выражение решения Реализация продукта и его оценивание Постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога Проблемно Диалогическое
Цель: Развитие интеллекта и творческих способностей учащихся Формирование прочных знаний Повышение мотивации через эмоциональную окраску урока Воспитание активной личности Научить самостоятельно решать проблемы
Четыре уровня проблемного обучения (по Е.Л.Мельниковой) Учитель сам выдвигает и решает проблему при активном слушании и обсуждении учениками; Учитель ставит проблему, учащиеся самостоятельно или под руководством учителя решают её; Учащиеся ставят проблему, учитель помогает ее решить; Учащиеся сами ставят проблему и сами её решают.
Выдвижение версий, гипотез Актуализация знаний Планирование деятельности Поиск решения Создание проблемной ситуации Формулирование проблемы Технологическая цепочка Выражение решения Постановка учебной проблемы Формулирование нового знания Применение нового знания
Постановка учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приемом
Создание проблемной ситуации Предъявить учащимся противоречивые факты, теории, мнения Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью Дать практическое задание, не сходное с предыдущими
Формулирование нового знания Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Подводящий к знанию диалог Общее побуждение Подсказка Сообщение
Формы обучения Фронтальная Групповая Парная Индивидуальная
Конкурентные преимущества Высокое качество усвоения знаний; Создаются условия рационального использования непроизвольной и произвольной памяти учащихся; При создании проблемных ситуаций процесс запоминания наиболее эффективен; Эффективное развитие интеллекта и творческих способностей учащихся; Снижение нервно-психических нагрузок за счет стимуляции познавательной мотивации; Технология проблемного диалога реализуется на любом предметном содержании и на любой образовательной ступени.