Реализация идей ФГОС основного общего образования в учебно- методических комплектах издательства «Просвещение» 10 апреля 2012 г. г. Рязань Л. М. Рыбченкова, заведующая редакцией русского языка издательства «Просвещение», заслуженный учитель школы РФ
Учебно-методические пособия (основная школа) 2
С 1 сентября 2011 г. все российские первоклассники начали обучение по ФГОС начального общего образования ФГОС основного общего образования утверждён в декабре 2010 года С 1 сентября 2012 г. начнётся обучение по ФГОС основного общего образования по мере готовности образовательных учреждений С 1 сентября 2014 г. Начнётся обязательное обучение по ФГОС в 5 классах. 3 Федеральный государственный образовательный стандарт
Научная основа стандарта: фундаментальное ядро содержания общего образования; системно-деятельностный подход личностные, метапредметные, предметные Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Цели изучения русского языка Государственная итоговая аттестация личностные, метапредметные, предметные Результаты изучения русского языка
В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников образовательного процесса Ученик Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию В соответствии с требованиями ФГОС
В основе Стандарта – системно-деятельностный подход Системно-деятельностный подход обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся
Коммуникативно-когнитивный подход объединяет коммуникативную и когнитивную парадигму научного знания. Суть коммуникативного подхода заключается в ориентации процесса обучения на реальное общение. Моделируются сущностные параметры общения: взаимоотношения речевых партнеров, ситуации, содержательная основа общения, система речевых средств. Когнитивная сфера – это познавательная сфера личности, когнитивная способность – один из базовых ресурсов личности. Суть когнитивного подхода заключается в направленности процесса обучения на формирование когнитивной способности: способности воспринимать, познавать и понимать действительность: способности приобретать обрабатывать, хранить и использовать информацию. Коммуникативно-когнитивный подход в преподавании русского языка
РУССКИЙ ЯЗЫК Рабочие программы Учебник Рабочая тетрадь Карточки-задания (5-6 кл.) Дидактические материалы Диктанты и изложения Методические рекомендации (5-7 кл.) Поурочные разработки (8-9 кл.) Изучение синтаксиса (8-9 кл.) Учебник Методические рекомендации
Обновленные учебники линии Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Рр
Усилен коммуникативный аспект в обучении русскому языку. Уточнены некоторые лингвистические сведения. Введены задания, усиливающие системный характер изучаемого материала. Предусмотрены задания, нацеленные на формирование культурологической компетенции. Расширен материал, способствующий формированию российской гражданской идентичности. Основные направления доработки УМК «Русский язык» 5-9 классы линии Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.
РУССКИЙ ЯЗЫК Рабочие программы Учебник в 2-х частях (с 5 по 9 класс) Рабочая тетрадь в 2-х частях Поурочные разработки Рабочие программы Учебник в 2-х частях (с 5 по 9 класс) Рабочая тетрадь в 2-х частях Поурочные разработки Планируется создание электронного пособия (тренингового и справочного характера) и пособия «Русский язык. Готовимся к ГИА. Тесты, творческие работы, проекты»
Учебник реализует коммуникативно- когнитивный подход в обучении, что означает овладение различными видами трансформации текста (сжатие, развертывание и т.д.) интеграцию процесса изучения системы языка и процесса речевого развития ученика ориентацию на текст как на центральную единицу обучения и результат изучения предмета развитие мыслительных способностей учащихся формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни развитие умения рассуждать, выдвигать гипотезы, решать проблемы
Идеи ФГОС реализованы в новом УМК Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской и др. Системно-деятельностный подход Утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом Ориентация на планируемые результаты обучения Усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе Направленность на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций
РУССКИЙ ЯЗЫК
создают возможность более эффективного изучения языкового и речевого материала; повышают информационную насыщенность параграфа; позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся; материал рубрик позволяет связать лингвистический материал с фактами других наук (истории, этнографии, культурологии и т.д.) Фиксированный формат учебника и система «всплывающих окон»
Метатекстовый способ представления учебного материала в УМК
Структура параграфа как способ организации познавательной деятельности учащихся Орфографический практикум Языковой материал для наблюдения Теоретические сведения, правила, выводы Система тренировочных упражнений (языковых, коммуникативно направленных) Текст и система заданий к нему (в том числе дифференцированных, творческих)
«Советы помощника» помогают развить самоорганизацию школьника Рубрика «Советы помощника - это своеобразная система «подсказок». Каждая подсказка представляет собой последовательную систему действий, освоение которых позволит учащимся выработать навыки самоорганизации. Учащимся предоставляется возможность овладеть разнообразными видами учебной деятельности (предметными и метапредметными; умениями самостоятельной деятельности, умениями работы в группе, в паре и т. д.).
Каждый урок русского языка – урок развития речи Каждый урок русского языка - не только урок овладения знаниями о системе языка, языковыми умениями и навыками, но урок развития речи учащихся, урок формирования метапредметных умений и способов деятельности. Каждый урок русского языка – урок развития речи
Особенности новой линии УМК Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской и др. направленность на взаимосвязанное развитие мышления, познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся во всех видах речевой деятельности в разных ситуациях общения; интеграция знаниевого и компетентностного подходов к представлению учебного материала; простота и лаконизм изложения теории; ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты обучения; ориентация на активную познавательную деятельность учащихся; направленность на индивидуализацию и дифференциацию обучения
Роль текста в УМК Текст не только объект языкового и речеведческого анализа, но и -образец для создания собственного речевого произведения с учётом всех социальных и прагматических факторов (особенностей ситуации и сферы общения, культурно- исторических фоновых знаний); -текст задаёт предметную сторону речевого высказывания, является одним из средств создания ситуаций, на основе которых происходит реальное речевое общение.
Дифференциация и индивидуализация процесса обучения В учебниках реализован дифференцированный подход к обучению, который выражается в -предъявлении теоретического и практического учебного материала на разных уровнях сложности, но не ниже зафиксированного в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы. - предоставлении ученику возможности самостоятельно выбрать уровень сложности предлагаемого материала, что позволяет освоить курс не только сильному ученику, но и ученику со слабой подготовкой. -наличии системы разноуровневых заданий, которые позволяют вести дифференцированную и индивидуальную работу с учащимися (после текста даются задания в виде таблицы с разноуровневыми заданиями А (базовый уровень) и Б (повышенный уровень).
Ориентация УМК на подготовку учеников к различным формам контроля -на уровне итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы -на уровне промежуточной аттестации в рамках урочной деятельности
Каждый урок русского языка – урок развития речи Каждый урок русского языка - не только урок овладения знаниями о системе языка, языковыми умениями и навыками, но урок развития речи учащихся, урок формирования метапредметных умений и способов деятельности.
В УМК -усилена воспитательная направленность; - включены сведения об истории русского языка, этимологии, взаимосвязи языка и культуры, истории народа его носителя, особенностях русского менталитета, о национально-культурной специфике русского языка; - актуализированы межпредметные связи с такими учебными предметами, как иностранный язык, литература, история, география, информатика и др.
Формирование активного и потенциального словаря школьников -Орфографический практикум начинает каждый параграф (включает трудные для написания слова из предыдущего параграфа, а также лингвистические термины). -Словарные слова на полях появляются по мере необходимости (словарные слова с трудным написанием с точки зрения орфографии; словарные статьи из орфоэпического, толкового и этимологического словарей).
Работа со структурированной информацией Немаловажное значение в содержании учебника отводится работе со структурированной информацией. Здесь представлены разные графические решения схем и таблиц, алгоритмы решений лингвистических задач. Представляют новизну задания на перевод графического материала в словесную форму и наоборот.
Тесная взаимосвязь всех видов речевой деятельности в реальной жизни ! Система заданий в УМК отражает взаимосвязь всех видов речевой деятельности и направлена на формирование коммуникативной компетенции. Совершенствование умений в различных видах речевой деятельности ТЕКСТ АУДИРОВАНИЕЧТЕНИЕ ПИСЬМОГОВОРЕНИЕ
Система творческих работ в УМК В учебниках предусмотрено большое количество творческих работ различных видов, которые целенаправленно готовят учащихся к итоговой аттестации на выходе из основной и полной школы. Это и различные типы сочинений, сочинений-миниатюр, подробные, сжатые, выборочные изложения, сочинения по картинам, рисункам и т. д.
Новый УМК по русскому языку Когнитивно-коммуникативный подход Установка на активную познава- тельную деятельность ученика Фиксированный формат учебника Овладение средствами и способами обращения с информацией Текстоцентрический принцип построения параграфа Дифференцированные задания (базового и повышенного уровней)
Система заданий в учебнике, в рабочих тетрадях, в поурочных разработках, направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Мониторинг достижений планируемых результатов
Спасибо за внимание!
Редакция русского языка Телефон: (495) , доб ; (495) ; (495) Заведующая редакцией Рыбченкова Лидия Макаровна