Адаптационный период первоклассника
Адаптация- естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении и привыкании к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам и ролям. Это состояние испытывает и ученик, переступающий порог школы впервые. От благополучности протекания этого периода зависит успешность овладения учебной деятельностью, комфортность пребывания в школе, физическое и психическое здоровье ученика.
При поступлении в школу меняется социальная позиция ребенка. Из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые обязанности: приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным и т.д.
Главной целью адаптационного периода является создание образовательным учреждением здоровьесберегающих условий для формирования предпосылок к овладению навыками учебной деятельности и школьной жизни первоклассника.
Учитель начальных классов и другие педагоги начального образования создают комфортную образовательную среду, учитывая возрастные особенности первоклассников, сочетая периоды учебного труда и отдыха.
Сегодняшний первоклассник – это вчерашний дошкольник, и педагогу необходимо опираться на те виды деятельности, которые знакомы ребенку, использовать те предметы, без которых он не сможет существовать.
Следует определить то, что помогает учителю и ученику безболезненно и плавно перейти к новой деятельности и к новой роли. Можно предложить первокласснику принести в школу любимую игрушку, книжку фотографию и т.д. Это создаст благоприятную атмосферу в классе и поможет и поможет наладить взаимовыгодные отношения всех участников образовательного процесса.
В течение всего адаптационного периода каждый день проводиться 3 урока. С целью своевременного прохождения учебных программ 4 урок может проводиться в нетрадиционной форме. Дети могут участвовать в целевых прогулках, где во время игры изучать учебный материал.
Чтобы избежать перегрузок и утомления первоклассников и с целью оптимальной организации деятельности ученика на уроке необходимо проводить две физкультминутки. Планировать эти периоды релаксации следует исходя из физиологических потребностей организма.
Если основная нагрузка приходится на зрение, то и система упражнений должна быть подобрана для тренировки органов зрения, тоже и для мышц рук и мелкой моторики пальцев рук, мышц спины и шеи и т.д.
Домашние задания в адаптационный период не задаются. Но чтобы формировать у первоклассника навыки самостоятельной работы, можно давать творческие задания. Учитель первого класса в период адаптации может рекомендовать родителям для индивидуальной работы с детьми чтение.
Первоклассник может не располагаться за партой, а участвовать в театрализациях, экскурсиях, беседах, изучая при этом учебный материал.
В сентябре и октябре первоклассники могут выполнять творческие работы по собственному желанию: нарисовать рисунок, сделать поделку, выполнить простую компьютерную презентацию, составить рассказ. Выполнение таких заданий не должно оставаться без внимания учителя. Детей нужно хвалить перед всем классом, формируя тем самым положительную мотивацию для дальнейшего обучения.
Важно помнить, что адаптационный период – это не время для подготовки к обучению потом, а увлекательная школьная жизнь здесь и сейчас.