Из опыта внедрения в практику работы школы научного общества учащихся «НООГЕН» Из опыта внедрения в практику работы школы научного общества учащихся «НООГЕН» МОУ «СОШ 17» г. Калуги
Детям необходимо создавать условия для проявления самостоятельности, активности, смекалки, оригинальности, т.е. обеспечить возможность проявления и реализации их личности и творчества.
Цель проекта: Создать школьное научное общество учащихся для развития и реализации их интеллектуального и творческого потенциала в условиях средней общеобразовательной школы.
Задачи проекта: 1.Создание оптимальных условий для выявления, развития и реализации способностей одаренных детей. 2. Создание инициативной творческой группы педагогов для разработки и реализации проекта ШНОУ. 3.Подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой работе. 4. Определение структуры ШНОУ, его целей и задач, содержания деятельности. 5. Реализация научно-исследовательской деятельности учащихся через различные формы работы.
Этапы реализации проекта
Подготовительный ( ) Создание инициативной творческой группы педагогов для разработки и реализации проекта ШНОУ. Подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой работе. Изучение и обобщение накопленного опыта по организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Определение структуры ШНОУ, его целей и задач, содержания деятельности.
Основной этап (Практический) Создание оптимальных условий для выявления, развития и реализации способностей одаренных детей. Реализация научно-исследовательской деятельности через различные формы работы. Участие в конференциях и олимпиадах различного уровня.
Рефлексивно-оценочный Анализ достигнутых результатов.
Команда для реализации проекта: 1. Руководитель проекта: Воронина Ольга Петровна, заместитель директора по научно- методической работе. 2. Турлакова Ирина Валерьевна, учитель географии, руководитель ШНОУ «Нооген» (5-11 классы.) 3. Захарова Наталья Сергеевна, учитель начальных классов, руководитель ШНОУ «Нооген» (начальная школа). 4. Участники проекта: ученики, педагоги, родители, попечительский совет.
Предполагаемый результат 1. Повышение мотивации к учебе и социальной деятельности. 2. Повышение количества и качества научно- исследовательских, творческих, проектных работ. 3.Разработанные творческими группами учащихся под руководством учителей дидактические материалы, готовые к использованию в учебно-воспитательной работе школы. 4. Эффективно функционирующее ШНОУ. 5.Увеличение количества педагогов, организующих научно-исследовательскую деятельность учащихся. 6.Повышение качества обучения.
ШНОУ «Нооген» сегодня Девиз: Знания - сила; В науке - мощь! Цель: выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных и творческих способностей через организацию исследовательской деятельности. Задачи: выявление и отбор одаренных детей, создание максимально благоприятных условий для их интеллектуального развития, создание условий для реализации творческих способностей в научно – исследовательской и поисковой деятельности, профессиональная ориентация.
Структура ШНОУ «Нооген» Творческая группа Руководители ШНОУ На I ступени обучения На II и III ступени обучения Экспертный совет Естественно- научное общество Физико- математическ ое общество Социально- гуманитарн ое общество Лингвистическ ое общество Временные творческие микрогруппы педагогов Сотрудники библиотеки, Школьного музея Родители, Попечительский совет Учащиеся
Содержание и формы работы: 1. Проведение школьных научно – практических конференций, олимпиад. 2. Организация лекториев и практических занятий, тренинги. 3. Совместные заседания членов школьного научного общества. 4. Участие в городских, областных и Всероссийских олимпиадах, конкурсах и конференциях. 5.Разработка и реализация научно-исследовательских проектов. 6. Организация школы одаренного ребенка во время каникул. 7. Проведение итоговых научно-практических конференций.
Результаты
Городская научно-практическая конференция памяти А.Л. Чижевского 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год участники1184 лауреаты7-125
Городская конференция учащихся (3-8 классов) «Старт в науку» Участники11167 Лауреаты33268
Прочие конкурсы и конференции различного уровня: - Городские: Интеллектуально-творческий турнир «Кто вы, профессор Чижевский?» (Команда – участник турнира, 2008 г, 2009 г, 2010 г. Награда за лучшее сочинение – 2009 г., 2010 г). Конференция памяти Д.И. Менделеева (лауреат г, участник – 2009 г). Конкурс детского изобразительного и прикладного творчества «Истоки» (победитель в номинации «Очарование красок» – 2009 г). Космический марафон «Звездная мечта» (дипломант – 2009 г).
- Областные: Выставка «Дети, техника, творчество» (победитель 1 место – 2009 г). Конференция «Молодость – науке» пам. А.Л. Чижевского (победитель на секции «Педагогика и пси хология» – 2009 г.; победитель в номинации «Проблемное исследование» – 2010 г). В 2008 г. Наше ШНОУ – участник областного конкурса школьных научных обществ; в уч.г. – победитель областного конкурса школьных научных обществ в номинации «Результативность».
- Всероссийские и международные: Конкурс детского творчества «Святые заступники Руси» (2 участника год). 6-й международный литературный Волошинский конкурс (участник– 2008 г). Всероссийский литературный конкурс «Волшебная строка – 2009» (лауреат г). Всероссийская конференция «Юность, наука культура» (диплом лауреата 1 степени – 2009 г). Конкурс публикаций абитуриентов «НОВАЯ ЭРА НАУКИ» в рамках III Фестиваля науки в городе Москве.(победитель г). ALDO PAPONE INTERNATIONAL CASE WRITING COMPETITION 2008 (Ницца) - Победитель Качулин А.. Интернет-конференция «Первые шаги» (дипломант – 2010 г).
Именные стипендии и премии: Стипендия П.Л. Чебышева – 2006 год (Пидриксон В.) Стипендия А.Л. Чижевского – 2006 год (Кузьмина Ю.) Стипендия А.Л. Чижевского (Воронина У.) Стипендия А.Л. Чижевского-2008 год (Макарова К.) Лауреат премии по поддержки талантливой молодежи – Правдина А г.
Работа в рамках НОУ дает возможность каждому ученику - усовершенствовать свои знания в выбранной предметной области, -развить интеллект, приобрести умения и навыки в научно – исследовательской и научно – экспериментальной деятельности, -реализовать свой творческий потенциал, -повысить самооценку и уверенность в себе, научиться выступать перед аудиторией и отстаивать свое мнение.