Отчёт по самообразованию на заседании МО учителей начальных классов Учителя начальных классов Ильиной Альбины Владимировны
Тема по самообразованию: «Создание условий для организации проектно- исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста»
Цель: выяснить, насколько проектно- исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся.
Задачи: Развитие исследовательских компетенций учащихся и учителя. Изучить и апробировать проектную технологию. Научить ученика спрашивать, самостоятельно добывать свои знания. Формировать мыслительные знания и навыки. Развивать коммуникативные умения, умение выделять главное. Формировать навыки работы с информацией. Формировать умения оценивать свои возможности и делать осознанный выбор с учётом интересов. Вступать в речевое общение, дискуссию, не бояться отстаивать свою точку зрения. Создать условия для развития творческих способностей учащихся через организацию проектно- исследовательской деятельности.
Гипотеза: - проектно-исследовательская деятельность существенно способствует развитию творческих способностей детей; - если развивать исследовательское поведение учащихся, то это в будущем может помочь самостоятельно решать встающие перед ними задачи, не бояться нового.
Анкета по выявлению одарённости младших школьников. Автор: А.И.Савенков. Математика и техника Гуманитарная сфера Художественная деятельность Физкультура и спорт Коммуникативные интересы Природа и естествознание Домашние обязанности баллы
Методика оценки общей одарённости. А. И. Савенков КачествоБаллыКачество По мнению родителей По мнению учителя 1Любознательность4,84,7Любознательность1 2Словарный запаc4,34,1Словарный запас2 2Способность рассуждать и мыслить логически 4,33,8Изобретательность3 3 4,13,6Способность рассуждать и мыслить логически 4 3Настойчивость4,13,3Настойчивость5 3Сверхчувствительность к проблемам 4,13,3Сверхчувствительность к проблемам 5 4Способность к оценке3,83,3Способность к оценке5 5Перфекционизм (требовательность к результатам собственной деятельности) 3,73,2Перфекционизм (требовательность к результатам собственной деятельности) 6 6Способность к прогнозированию 2,82,4Способность к прогнозированию 7
Моя работа: «Загадки в помощь учителю и ученику» - выпустили буклеты, которые распространили среди учителей школы. Приурочили ко дню здоровья презентацию брошюры «Физминутки», (проект «Физминутки через русский фольклор» по материалам произведений устного народного творчества. Дети с удовольствием провели в этот день динамические паузы для учащихся начальной школы. Брошюра была распространена среди учителей школы, информация размещена на сайте школы. В школе недавно у нас прошёл конкурс детских исследовательских работ «Умницы и умники». Он был впервые, но «первый блин не стал комом». Дети выступали с такими работами: « Что за птица Японский журавль», «Откуда берутся облака» - Чичковская Алёна заняла 2 место, «Масленица»- 4 девочки, итогом проекта стало большое мероприятие. Начинаю апробацию в классе «Личного дневника юного исследователя», где собраны памятки по оформлению исследовательских работ.
Конкурс исследовательских работ.
Проект: «Профессии наших мам»
Проект «Масленица»
Результаты: Предполагается, что в результате работы у выпускника 4 класса будут значительно развиты следующие качества личности: 1) умение самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике; 2) критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи; 3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения; 4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; 5) креативно мыслить, быть творческим человеком. Прогноз положительных результатов: 1) повышение качества обучения, которое может быть выражено: увеличением количества учащихся, занимающихся на «4» и «5»; увеличением количества победителей предметных олимпиад; 2) создание положительной мотивации обучения, которую можно проследить по результатам диагностики; 3) изменение отношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества.