Филиппова Наталья Владимировна Учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ«Вырицкая средняя общеобразовательная школа 1», ул.Ефимова, 14
Цели урока 1)обучающие: познакомить учащихся с жанром эссе, его основными жанрообразующими признаками; учить писать сочинения в жанре эссе; 2)развивающие: развитие ассоциативного, образного мышления, творческих способностей; 3)воспитывающие: воспитание чуткого отношения к людям и миру через слово; воспитание уважения к богатству и многообразию внутреннего мира человека.
(С фр. «попытка», «проба», от лат. «взвешивать») – прозаическое произведение небольшого объёма, содержащее индивидуальные соображения по конкретной теме. Эссе не претендует на исчерпывающую трактовку темы, но предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо.
МОНТЕНЬ Мишель ( ), французский философ-гуманист, политический и общественный деятель эпохи Возрождения, родоначальник жанра эссе. В книге эссе «Опыты» ( ) обраща ется к конкретным историческим фактам, быту и нравам людей, рассматривает человека как самую большую ценность, создает реалистический автопортрет.
Эссе – жанр, направленный на раскрытие внутреннего «Я», на безграничные поиски себя… Мишель Монтень
Почему жанр эссе возник в эпоху Возрождения
Основные жанрообразующие признаки эссе: - небольшой объём - свободная композиция - подчёркнуто выраженный индивидуальный взгляд на ту или иную тему - образность - афористичность - наличие оригинальной идеи, на которой держится эссе
1.Прочитайте эссе К.Победина «Музыка». 2.Проанализируйте основные жанрообразующие признаки эссе.
1.Прочитайте несколько главок из «Записок у изголовья» японской писательницы XI века Сэй Сёнагон. 2. Найдите в предложенных зарисовках новые, неожиданные сравнения в размышлениях писательницы об обычных явлениях.
То, что пролетает мимо Корабль на всех парусах. Годы человеческой жизни. Весна, лето, осень, зима. То, что человек не замечает Дни зловещего предзнаменования. Как понемногу стареет мать. То, что нельзя сравнить между собой Старость и юность. Белое и чёрное. Он всё тот же, но каким он казался тебе, пока ты любила, и каким кажется теперь! Словно два разных человека.
Напишите сочинение в жанре эссе по одной из следующих тем: «Музыка», «Снег», «Мир вокруг».
Прочитайте названия эссе: «О совести», «О добродетели», «Об именах» (Мишель Монтень) «Книга, как врата мира», «О собеседнике», «О природе слова» (Осип Мандельштам) «Как читать книгу» (Иосиф Бродский), «Пушкин, или Правда и правдоподобие» (Вл. Набоков)
Проанализируйте Какой предлог чаще всего повторяется в названиях? Можно ли, опираясь только на название эссе, заранее судить о содержании работ?
Название лишь приблизительно отражает содержание, оно может являться началом размышления… Желаем успеха
Возрождение (Ренессанс) – эпоха в культурном развитии ряда стран Европы, переходная от средневековья к новому времени и отмеченная ростом светских тенденций, гуманистическим в своей основе мировоззрением. Для архитектуры и изобразительного искусства эпохи Возрождения характерен пафос утверждения красоты и гармонии мира, вера в творческие возможности человека.
Вспомните названия и авторов этих знаменитых произведений искусств эпохи Возрождения.
СЭЙ СЕНАГ О Н, японская писательница 1 1 в. «Записки у изголовья» св. 300 миниатюр в прозе, связанных единством стиля и лирического самовыражения положили начало жанру дзуйхицу (эссе) в японской литературе.
Связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Установить ассоциацию между чем-н. Соединяться в представлении по ассоциации.