Новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, 34 ч в год 2012/2013 уч.год
Цель курса формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России у уважении к ним, а так же к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Культурологический принцип Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-х классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Принцип свободного выбора
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя модули: –Основы православной культуры; –Основы исламской культуры; –Основы буддийской культуры; –Основы иудейской культуры; –Основы мировых религиозных культур; –Основы светской этики.
СТРУКТУРА КУРСА «ОРК и СЭ» 1 ч. в неделю (34 ч.) Блок 1 (общий для всех модулей). Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2 Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (28 часов) Блок 3 (общий для всех модулей). Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Основы светской этики
Тематическое планирование курса «Светская этика» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1.Россия - наша Родина. – 1 ч. II.Основы светской этики – 28 ч. 2.Что такое светская этика? -1 ч. 3.Культура и мораль – 1 ч. 4.Особенности морали - 1 ч. 5-6.Добро и зло – 2 ч. 7-8.Добродетель и порок – 2 ч. 9.Свобода и моральный выбор человека – 1 ч. 10.Свобода и ответственность – Моральный долг – 1 ч. 12.Справедливость – 1 ч. 13.Альтруизм и эгоизм – 1 ч. 14.Дружба – 1 ч. 15.Что значит быть моральным? – 1 ч Творческие работы учащихся. Обобщающий урок. – 2 ч.
18.Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества – 1 ч. 19.Нравственный поступок – 1 ч. 20.Золотое правило нравственности – 1 ч. 21.Стыд, вина и извинение – 1 ч. 22.Честь и достоинство – 1 ч. 23.Совесть – 1 ч Нравственные идеалы – 2 ч. 26.Образцы нравственности в культуре Отечества – 1 ч. 27.Этикет – 1 ч. 28.Семейные праздники – 1 ч. 29.Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
III.Духовные традиции многонационального народа России - 5 ч. 30.Любовь и уважение к Отечеству. – 1 ч Итоговая презентация. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Всего 34
Тематическое планирование курса «Основы православной культуры» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1.Россия - наша Родина -1 ч. II. Основы православной культуры - 28 ч. 2. Ведение в православную духовную традицию. Культура и религия -1 ч. 3.Человек и Бог в православии- 1ч. 4.Православная молитва- 1 ч. 5.Библия и Евангелие- 1 ч. 6.Проповедь Христа- 1 ч. 7.Христос и его крест- 1 ч. 8.Пасха- 1 ч. 9.Православное учение о человеке- 1 ч. 10.Совесть и раскаяние- 1 ч. 11.Заповеди- 1 ч. 12.Милосердие и сострадание- 1 ч. 13.Золотое правило этики- 1 ч. 14.Храм- 1 ч. 15.Икона -1 ч.
16.Творческие работы учащихся- 1 ч. 17.Подведение итогов-1 ч. 18.Как христианство пришло на Русь- 1 ч. 19.Подвиг -1 ч. 20.Заповеди блаженств -1 ч. 21.Зачем творить добро ?- 1 ч. 22.Чудо в жизни христианина – 1 ч. 23.Православие о Божием суде- 1 ч. 24.Таинство причастия- 1 ч. 25.Монастырь -1 ч. 26.Отношение христианина к природе- 1 ч. 27.Христианская семья – 1 ч. 28.Защита Отечества- 1 ч. 29.Христианин в труде- 1 ч.
III.Духовные традиции многонационального народа России -5 ч. 30.Любовь и уважение к Отечеству. – 1 ч Итоговая презентация. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Всего 34
Основы мировых религиозных культур
Тематическое планирование курса «Основы мировых религиозных культур» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1.Россия - наша Родина – 1 ч. II.Основы мировых религиозных культур - 28 ч. 2-3.Культура и религия - 2 ч. 4-5.Возникновение религий. Религии мира и их основатели – 2 ч. 6-7.Священные книги религий мира - 2 ч. 8.Хранители предания в религиях мира – 1 ч Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния - 2 ч. 11.Человек в религиозных традициях мира – 1 ч Священные сооружения – 2 ч Искусство в религиозной культуре – 2 ч Творческие работы учащихся – 2 ч История религий в России – 2 ч Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды – 2 ч. 22.Паломничества и святыни -1 ч Праздники и календари – 2 ч Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира – 2 ч. 27.Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь – 1 ч. 28.Семья – 1 ч. 29.Долг, свобода, ответственность, труд – 1 ч.
III.Духовные традиции многонационального народа России - 5 ч. 30.Любовь и уважение к Отечеству. – 1 ч Итоговая презентация. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Всего 34
Основы исламской культуры
Основы иудейской культуры
Основы буддийской культуры
Материально-техническое обеспечение курса ОРКиСЭ
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. / А.Я.Данилюк. – М.:Просвещение. – – 32 с.