« Теплое искусство холодной земли » Учебный проект по предмету «Художественная культура красноярского края», раздел «Декоративно-прикладное искусство» Выполнили: Адмакин Яков, Жирова Мария, Гончарова Екатерина, Жирова Мария, Гончарова Екатерина, учащиеся 6 класса. Железногорской санаторно-лесной школы. Учитель Кузнецова Е.О. 2010
Определение этапов работы над проектом Проект Сбор информации Обобщение и систематизация Оформление материала Одежда - средство выражения связи с окружающим миром
Проектирование исследований Сбор информации : Сбор информации : -фото, картинки -литература -видео фрагменты -информация из Интернета -экскурсии в музей, на выставки Обобщение полученного материала: - дом в котором мы живем -наши корни -своеобразие, многообразие Оформление результатов исследования - создание презентации -выпуск публикации -творческая работа – «оберег» в национальных традициях
Информация, необходимая для проекта Этнос Сибири Климатические условия проживания Деятельность человека Декор в национальной одежде
Дом, в котором мы живем суровый климат длинная снежная зима скудная растительность гармония человека и природы. и природы. Зимнею порою Куда я не взгляну, Вижу – всюду бело, Вижу – всюду пусто, Только снег блестит… Посмотрю на озеро - Только лед синеет, Погляжу на горы Камни там чернеют, И мила мне тундра, Белая земля…
Кто же наши предки? ДолганыНенцыЭвенкиНганасаныСелькупыЭнцыКетыХакасы
Своеобразие одежды коренных жителей Сибири Традиционная верхняя одежда народов, населяющих Сибирь, шилась из меха домашних и диких животных. Традиционная верхняя одежда народов, населяющих Сибирь, шилась из меха домашних и диких животных. Из материалов прошлого, наблюдается богатство фантазии наших предков в: Из материалов прошлого, наблюдается богатство фантазии наших предков в: конструировании форм одежды,конструировании форм одежды, подборе материала,подборе материала, использовании орнамента.использовании орнамента. Все сводилось к тому, чтобы одежда выглядела удобной, изящной и нарядной. Все сводилось к тому, чтобы одежда выглядела удобной, изящной и нарядной. Такую одежду и обувь не купишь в магазине и на рынке. Такую одежду и обувь не купишь в магазине и на рынке.
Ненецкая одежда В морозы, пургу ненцы одевают совик. Совик шили из меха трехмесячного теленка мехом наружу, ворсом вниз из плотной шкуры осеннего или зимнего оленя. Совик не имеет рукавиц, но имеет капюшон с опушкой из оленьего меха с длинным ворсом или хвостов песца.
Декор в ненецкой одежде Одежда ненцев украшалась меховой мозаикой из контрастных по цвету кусков меха, вырезанных по шаблону и сшитых вместе таким образом, что получается единая поверхность с орнаментом – темным на светлом фоне. Одежда ненцев украшалась меховой мозаикой из контрастных по цвету кусков меха, вырезанных по шаблону и сшитых вместе таким образом, что получается единая поверхность с орнаментом – темным на светлом фоне. Паница – женская верхняя одежда
Мотивы ненецких узоров Композиционный строй узоров и цвета заимствованы в окружающем ненцев мире природе. Композиционный строй узоров и цвета заимствованы в окружающем ненцев мире природе. Каждый узор имеет свое название: Каждый узор имеет свое название: «Красивые рога», «Красивые рога», «Чумы» «Чумы» «Оленьи рога», «Оленьи рога», «Бегущая собака», «Бегущая собака», «Локоть лисицы», «Локоть лисицы»,
Сочетание цветов ненецкого орнамента основано на эффекте контраста светлого и темного меха. Монохромный строй обогащают вставки из сукна или бисера синего, зелёного и жёлтого цветов, ассоциирующихся с долгожданным коротким летом.
Эвенкийская одежда Оленеводство испокон веков было одним из главных занятий коренного населения Севера. Олени и кормят, и лечат, и одевают эвенка. Они - его любимый транспорт и кров. Оленеводство испокон веков было одним из главных занятий коренного населения Севера. Олени и кормят, и лечат, и одевают эвенка. Они - его любимый транспорт и кров.. Зимняя одежда эвенков: мужские парки из оленьих шкур, отделанные козьим мехом, бисером и аппликацией из ткани, и мужской нагрудник; такая же женская парка и женский нагрудник; мужские головные повязки и женский платок.
Бисеринки, как жемчуженки, ложатся на материал и радуют своей красотой. Тонкое чувство ритма, проявляющееся в орнаментах, сочетание черного и белого бисера характерно для эвенкийского искусства. У эвенков, не было переходных цветов. Они пользовались только контрастными красками. Цвета бисера можно располагать в таком порядке: Черный, белый, красный; черный, белый, синий; сиреневый, желтый, черный и так далее..
Вышивание бисером – это уникальное явление эвенкийской культуры, излюбленный прием украшения который используется в орнаментации одежды и обуви.
долганы Кайма шубы (парки) у долган оформлялась чередованием вставок меховой мозаики и полосками узоров из яркого бисера. Долганский орнамент украшает мужской и женский головной убор Рукавицы шили из камусов мехом наружу.
Долганский орнамент имеет названия предметов, с которыми он ассоциируется; «нос», «ухо». «коготь». «нос», «ухо». «коготь». Зубчатый орнамент аппликаций с острыми углами напоминает северное сияние. Палитра долганского орнамента строится на сочетании шести основных цветов: чёрный, белый, синий, красный, жёлтый, зелёный. чёрный, белый, синий, красный, жёлтый, зелёный. Домганские орнаменты
Геометрия нганасан Традиционная одежда нганасан и энцев изготавливалась из оленьих шкур. Мужской костюм состоял из глухой двойной малицы, сшитой из белой оленьей шкуры и отороченной белым мехом собак. Вместо капюшона женщины надевали шапку-капор из белой шкуры оленя с опушкой из чёрного собачьего меха. Одежду украшали аппликацией в виде геометрических орнаментов, по которым определялось, к какой социальной или возрастной группе относится её обладатель. Характерной особенностью костюма энцев было отсутствие наружных поясов, цилиндрическая обувь без подъема, аналогий которой нет у других народов
Одежда – средство выражения связи с окружающим миром Несмотря на трудные условия, человек не только выжил, но и смог сохранить национальную самобытность, материальные и духовные ценности. Необходимость в теплой одежде на Севере никогда не пропадали. Такую одежду и обувь не купишь в магазине и на рынке. Изучая материалы из прошлого, видя музейные экспонаты, мы отмечаем богатство мысли, фантазии наших предков в конструировании форм одежды, подборе материала орнаментации. Все сводилось к тому, чтобы одежда выглядела удобной, изящной и нарядной.
Наши предки широко использовали бисер для орнаментации своей одежды. Вышивание бисером – это уникальное явление эвенкийской культуры, излюбленный прием украшения который используется в орнаментации одежды и обуви. Узоры для своих изделий мастерица брала от природы.
Давай попробуем Из–за недостатка бисера одежду вышивали цветными нитками. Иногда орнаменты наносили на изделие используя природные краски. Давай порисуем, Где твои краски? А впрочем не надо искать их сейчас… Достань-ка иглу, бисер, нитки и пяльцы В буклет загляни И будь среди нас. Узоры, что бисер рисует на ткани Прекрасны во всем Убедись в этом сам, В них северный ветер и солнце над нами, А главное творчество рук и душа.
Творчество После знакомства с искусством коренных народов Сибири, нам захотелось подарить тепло и доброту своим близким в образе декоративного оберега и шкатулки, выполненн ых нами в народных традициях.
Библиография k/museum k/museum