Введение учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики » в образовательные учреждения Омской области Сухарева А. П., проректор по НМР, зав. кафедрой гуманитарного образования БОУ ДПО « ИРООО », к. п. н., доцент Макарова И. Н., ст. преподаватель кафедры гуманитарного образования БОУ ДПО « ИРООО »
Структура занятия : концепция комплексного учебного предмета ОРКСЭ ; типичные вопросы по организации курса ОРКСЭ ; обучение тьюторов – педагогов образовательных учреждений Омской области ; обеспечение курса ОРКСЭ учебниками. 2
Правовые и нормативные основы разработки предмета ОРКСЭ Закон « Об образовании » (2007 г.), устанавливающий приоритет духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся. Поручение Президента РФ ( ) и Распоряжения Председателя Правительства РФ ( ). ФГОС начального общего образования. Примерные программы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начальной и основной школ. 3
Для чего вводится предмет ОРКСЭ ? Введение предмета ОРКСЭ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации ребенка. ОРКСЭ направлен на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования. 4
Цели предмета ОРКСЭ Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России ( закреплена ФГОС ). Цель предмета - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. 5
Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики ; Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества ; Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно - смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы ; Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Задачи предмета ОРКСЭ 6
Структура предмета Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей : 1) основы православной культуры, 2) основы исламской культуры, 3) основы буддийской культуры, 4) основы иудейской культуры, 5) основы мировых религиозных культур, 6) основы светской этики. Все модули нового предмета соединяются 4 общими тематическими блоками : 1) Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.); 2) Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.). 3) Традиционные религии и этика в России (13 ч.); 4) Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.). 7
Блок 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.) Первый урок называется - « Наш дом – Россия ». На нем присутствует весь класс, ведет его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы. Обучающиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое « духовность », « традиция », « нравственные ценности », какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. На первом уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир ( каждый из школьников уже выбрал определенный модуль ), при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу. 8
Блок 2. Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.) Предусматривает разделение учащихся по группам для изучения избранного модуля. В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить системные знания о культуре православия, культуре ислама, культуре буддизма, культуре иудаизма, других мировых религий, а также о светской этике. Второй блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами. 9
Блок 3. Традиционные религии и этика в России (13 ч.) Продолжается раздельное обучение Продолжается знакомство учащихся с общими основами религий и этики, но уже с учетом культурно - исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. В содержании блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока как в историческом, так и в современном контекстах. 10
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.) Учащиеся одного класса работают вместе. Происходит презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов : « Как я понимаю православие ?», « Ислам – религия мира », « Как я понимаю буддизм ?», « Нравственные нормы иудаизма », « С чего начинается Родина ?», « Герои России », « Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества ( труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)». Обучающиеся получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать от своих одноклассников о других духовных традициях, сравнить, содержание сходных тем по всем модулям, составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России. Блок завершается школьно - семейным праздником « Диалог культур во имя гражданского мира и согласия ». 11
Работа с семьями обучающихся Согласование педагогических усилий семьи и школы – важнейшее условие нравственного воспитания Предмет ОРКСЭ - социально - педагогическая технология морального оздоровления общества. Формы работы с родителями : 1) проведение родительских собраний ; 2) система вопросов - заданий, включающих родителей в учебно - воспитательный процесс ; 3) участие в подготовке и проведении школьно - семейного праздника « Диалог культур во имя гражданского мира и согласия ». 12
Внеучебная деятельность Для подготовки и проведения праздника « Диалог культур во имя гражданского мира и согласия » привлекаются родители обучающихся. В процессе проведения школьно - семейного праздника могут быть представлены : 1) презентации творческих работ школьников, выполненные по результатам изучения модулей предмета ОРКСЭ ; 2) номера детской ( желательно при участии родителей ) художественной самодеятельности, представляющие культурно - исторические, духовно - нравственные традиции конфессий и народов России ; 3) выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей духовно - нравственной проблематикой ; 4) дегустация блюд национальной кухни народов России. 13
Внутришкольное управление внедрением ОРКСЭ Организация методического объединения учителей модулей предмета ОРКСЭ ( общая цель – оптимизация нравственного воспитания школьников ). Контроль за качеством проведения уроков ( открытость для администрации и родителей ). Контроль – форма помощи учителю. Активная работа с родителями, привлечение их к разработке содержания и проведения воспитательного процесса в рамках внеучебной деятельности. Проведение психолого - педагогического мониторинга нравственного воспитания обучающихся. 14
Вопросы, которые наиболее часто задают педагоги, родители, представители СМИ 15
16
17
18
19
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе в ОУ, на 2011/2012 учебный год Начальная школа XXI века Виноградова Н. Ф., Власенко В. И., Поляков А. В. Основы духовно - нравственной культуры народов России. 4 кл. Вентана - Граф 21 ПерспективаКураев А. В. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы православной культуры Просве - щение 72 ПерспективаЛатышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры Просве - щение 73 ПерспективаЧимитдоржиев В. Л. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры Просве - щение 74 Перспектива Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры Просве - щение 75 ПерспективаБеглов А. Л., С a плина Е. Б., Токарева Е. С. и др. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур Просве - щение 76 ПерспективаОсновы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики Просве - щение 77 Школа 2100 Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Светская этика Баласс 153 Сахаров А. Н., Кочегаров К. А. / Под ред. Сахарова А. Н. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России Русское слово 346 Студеникин М. Т. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики Русское слово
ooks/10_umk_etika_4k.html ooks/10_umk_etika_4k.html Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4-й класс. На учебник получены положительные заключения Российской академии наук (от ) /363 и Российской академии образования (от ) 01-5/7д
/Default.aspx /Default.aspx Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 кл. Учебник продолжает формирование знаний школьников о месте человека в обществе. Его целью является формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Познавательные и обучающие задания направлены на развитие культуры, эрудиции, творческих способностей школьников. 22
/category/113/ /category/113/ Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы религиозных культур народов России. 4 кл. Доступно излагает историю возникновения и развития традиционных религий России, их обычаи и традиции. Раскрывает духовно - нравственный идеал каждой из традиционных религий России, основанный на общности представлений о добре и зле. Комплексно освещает нравственные, культурологические и исторические аспекты религий России. Показывает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовно - нравственной культуры. Прививает обучающимся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России. Способствует воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. Изложение материала носит светский, общеобразовательный характер. 23
Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4 кл. Реализует задачу нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. На страницах учебника говорится о том, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, гордость и гордыня, честь и достоинство, терпение, сострадание, милосердие и многое другое. Каждая тема включает интересный дополнительный материал ( рассказы, сказки, былины, фрагменты из детской литературы и др.). Рубрика « Этикет » знакомит с основами этикета и содержит познавательные тексты. Дети узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении в гостях, о поведении в общественном транспорте и на улице, об умении выбирать подарки, дарить цветы и многом другом. Яркий и образный язык учебника доступен для понимания младших школьников. Учебный материал, особенно важный для понимания курса, выделен цветом. 24
25
26