Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей Гужовой Ольги Владимировны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Лицей 1» г.Балаково Саратовской области
Концепция МОУ «Лицей 1» Моделирование многовариантной образовательной среды для детей, проявляющих повышенный интерес к естественным наукам.
Анализ результатов диагностики, проведенной в учебном году по методике И.П. Павлова
Ведущей идеей данной работы является развитие теоретического мышления у младших школьников на уроках математики, которое осуществляется через развитие творческого мышления посредством создания проблемных ситуаций.
Цель данной работы – показать, как использование проблемных ситуаций на уроках математики влияют на развитие творческого мышления. Задачи: 1) раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческого мышления младших школьников; 2) проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках математики в начальной школе; 3) выявить, способствует ли проблемное обучение математике развитию творческого мышления школьников.
Специально отбираемые задания должны быть ориентированы на: постепенное усложнение материала поэтапное увеличение объёма работы повышение уровня самостоятельности учащегося интеграцию заданий и способов деятельности привлечение элементов теории для решения задач обучение способам рассуждения с учётом принципа вариативности задач формирование беглости мыслей, оригинальность, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Технологическая схема проблемного обучения
Классификация проблемных ситуаций Проблемная ситуация 1.По содержанию неизвестного Х Х-цель, Х – объект деятельности, Х – способ деятельности, Х – условия выполнения деятельности 2. По уровню проблемности I-возникающие независимо от приемов; II –вызываемые и разрешаемые учителем; III – вызываемые учителем, разрешаемые учеником; IV – самостоятельное формирование проблемы и решения 3. По виду рассогласования информации Неожиданности, конфликта, предположения, опровержения, несоответствия, неопределенности. 4. По методическим особенностям Непреднамеренные, проблемный фронтальный эксперимент, целевые, мысленный проблемный эксперимент, проблемное изложение, проблемное решение задач, эвристическая беседа, проблемные задания, проблемные демонстрации, игровые проблемные ситуации, исследовательские проблемные ситуации
Задачи с несформулированным вопросом Мы сделали покупку. Если заплатить за нее трехрублевыми деньгами, то придется выдать восемью денежными знаками более, чем в том случае, если заплатить пятирублевыми. (Сколько стоит покупка?) Задачи с недостающими данными Банка с медом весит 500 г. Такая же банка с керосином – 350г. Сколько весит пустая банка? (Нужно знать отношение веса меда и керосина) Задачи с излишними данными Четыре гири разного веса весят вместе 40 кг. Определить вес самой тяжелой гири, если известно, что каждая их них втрое тяжелее другой, более легкой, и что самая легкая весит в 12 раз меньше, чем весят вместе две средних Задачи с несколькими решениями В четырех классах всего 118 учеников, в том числе в I и II классах вместе 70 учеников; в I и III вместе 65 учеников: во II и III вместе 59 учеников. Сколько учеников в IV классе? Задачи с меняющимся содержанием Задачи на соображение, логическое мышление В коробке лежат 16 шариков черных, белых и красных. Красных шариков в 7 раз меньше, чем белых. Сколько в коробке черных шариков? (Решить и доказать. Доказать, что это единственный вариант решения.)
Четыре уровня проблемности Задание на смекалку. Самый высокий уровень. Найди простой способ вычисления суммы всех чисел в ряду от 1 до 20. Высокий уровень. Найди сумму такой пары чисел, чтобы можно было простым способом произвести вычисление … = Средний уровень. Найди простой способ вычисления, соединив линиями пары чисел, как на рисунке … = Низкий уровень. Найди сумму каждой пары чисел, соединенных линиями. Вычисли простым способом сумму всех чисел … =
Анализ результатов диагностики, проведенной в учебном году по методике И.П. Павлова
Оценка мышления младшего школьника
Показатель умственного развития
Работы учащихся (тест «Эскизы»)
Уровень успешности выполнения заданий теста на определение уровня развития творческого мышления
Средний результат выполнения теста «Эскизы»
Динамика качества знаний по математике учащихся 4В класса
«Творчество на деле существует не только там, где создают великие творческие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев». Л.С. Выготский
Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА -2009» ЗАЩИТА СИСТЕМЫ РАБОТЫ Гужовой Ольги Владимировны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Лицей 1» г.Балаково Саратовской области