Российский государственный университет туризма и сервиса ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ФГОС ВПО (для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации) Савельев Борис Александрович к.т.н., профессор, специалист УМЦ УМО по образованию в области сервиса и туризма Москва, 2012г.
Определение компетенций Компетенции - базовые качества индивидуума, имеющие причинные связи с эффективной деятельностью после окончания обучения и выявляемые на основе соответствия этой деятельности наилучшим критериям ее выполнения (Спенсеры) 2
3
Т ВЛАДЕНИЕ (НАВЫКИ, ОПЫТ ) ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА (психофизические особенности, мотивация, установки, дисциплина и др.) УМЕНИЯ ЗНАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ВПО (структура компетенций) 4
Оценочные средства ФГОС ВПО Цель создания ОС ФГОС ВПО – оценка степени сформированности компетенций (ОК и ПК) на выбранном уровне (пороговом или продвинутом) Основа для разработки ОС ФГОС ВПО –разработка и обеспечение условий реализации вузом ООП ВПО (УП, рабочие программы дисциплин (модулей), практик, паспорта, программы, матрица компетенций, методические материалы и др.) 5
Структура ООП ВПО по ФГОС ВПО Код УЦ ООП Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоем- кость (Зачетные единицы) *) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды форми- руемых компе- тенций Б 1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть В результате изучения базовой части цикла, обучающийся должен: знать: уметь: владеть: 22-27Иностранный язык Философия История России ОК-1 ПК-1 6
Формы и виды ОС ФГОС ВПО Дисциплина (модуль) Контролируемые элементы дисциплины (модуля) В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен: Формы и виды контроля Текущий контроль успевае- мости Промежу- точная аттеста- ция 1.Иностран- ный язык Знать: Уметь: Собесед. Портфо- лио Зачет тест 7
Традиционные виды ОС ФГОС ВПО -собеседование; -зачет; -экзамен; -контрольная работа; -реферат; -коллоквиум, мастер-класс, тренинг; -курсовая работа; -отчет (по практикам, НИРС и т.п.) -выпускная квалификационная работа; -дипломная работа (проект). 8
Новые виды ОС ФГОС ВПО 1. Количественно-определенные виды ОС - Тесты (критериально-ориентированные, с закрытыми и открытыми ответами); -Аккредитационные педагогические измерительные материалы (АПИМ); -Стандартизированное анкетирование. 2. Качественно-определенные виды ОС -Кейс-методы; -Учебное портфолио.. 9
Изменение подходов к конструированию заданий в АПИМ «Дифференциация» предмета контроля (для ГОС-2) –Цикл дисциплин Дисциплина Раздел (ДЕ) Тема Учебный элемент – адекватное тестовое задание «Интеграция» предмета контроля (для ФГОС) -Полидисциплинарное задание Задание по нескольким разделам (ДЕ) в дисциплине Задание по группе тем в разделе (ДЕ) Задание по нескольким учебным элементам в теме 10
Кейс-метод Кейс-метод представляет собой методически организованный процесс анализа конкретных профессиональных ситуаций Кейсы различаются по объему содержания – большие и мини- кейсы Виды кейсов, в зависимости от объема формируемых компетенций: иллюстративные кейсы аналитические кейсы кейсы принятия управленческих решений Виды кейсов в зависимости от содержания: сюжетные кейсы (рассказ о произошедших событиях) бессюжетные кейсы (представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок и т.п.) смешанные кейсы, содержащие и сюжет, и какие-либо статистические материалы 11
Учебное портфолио В целях систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов студента: - фиксирование, накопление и оценка индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения; -систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых преподавателем и студентами для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых; -антология работ студента, предполагающая его непосредственное участие в их выборе, а также их анализ и самооценку. 12
Педагогическая идея учебного портфолио как формы оценки предполагает: смещение акцента с того, что студент не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогических акцентов с авторитарной оценки на самооценку. 13