«Музы не молчали…» (информативно-творческий проект) Проект выполнил а : Юманова Анастасия, ученица 8А класса. Руководитель: Осипова Е. В. учитель музыки МОУ «Средняя общеобразовательная школа год
Музыка – уникальное искусство... «…Композитор призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать ее. Он прежде всего обязан быть Гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков, с моей точки зрения, незыблемый кодекс искусства». (С.С. Прокофьев)
Цель проекта: воспитание патриотических качеств подрастающего поколения посредством музыки
Задачи проекта: определить значение и роль музыки в годы Великой Отечественной войны собрать материал о музыке, звучавшей в годы ВОВ и истории их создания совершенствовать творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности обучающихся развивать чувство гордости за отечественную музыку и историю страны
1. Музыка каких композиторов была востребована наиболее часто в годы войны? 2. В каких музыкальных жанрах были написаны те произведения? 3. О чем нам рассказывает музыка Великой Отечественной войны? 4. В чем значимость патриотической музыки? Вопросы проекта:
Гипотеза проекта: Верно ли старинное изречение: «Когда говорят пушки, музы молчат»?
1 этап проекта – Подготовительный Создание рабочих групп распределение обязанностей в рабочих группах; определение источников информации; обсуждение проблем, возникающих в ходе работы 2 этап проекта – Планирование
Результат опроса обучающихся
Кантата – многочастное вокально- симфоническое произведение торжественного или повествовательно-эпического характера. Песня – одна из простейших форм вокальной музыки. Значение слов
3 этап проекта – Выполнение проекта
«Мозговые штурмы»; изучение литературы, работа с информацией; знакомство с биографиями композиторов
4 этап – Презентация– (Значение музыки кантаты «А. Невский») Кантата «Александр Невский» ( г.г.) Сергея Сергеевича Прокофьева - произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра к одноименному фильму С. Эйзенштейна. Главная идея фильма – создание кинохроники о довоенном периоде жизни нашей страны и о жизни в годы Великой Отечественной войны. Призывный хор «Вставайте, люди русские!» является действительно боевой патриотической песней. С.С. Прокофьев
Образ А. Невского – образ победы С именем князя Александра Невского связаны многие факты Великой Отечественной войны: 7 ноября 1941 года с Красной площади советские войска уходили в бой с именем Александра Невского. 6 декабря – день, который православными отмечается как День защитника Руси, началось контрнаступление советских войск. 5 апреля 1242 года русские дружины А.Невского разбили тевтонских рыцарей на льду Чудского озера. В апреле 1942 года завершилась зимняя кампания годов. Она явилась первой наступательной кампанией Советских Вооруженных сил. Это было первое крупное поражение немецко-фашистских войск во второй мировой войне. В январе 1944 года копия центральной части триптиха П.Н. Корина ( ) «А.Невский» была установлена в виде транспаранта на берегу Волхова во время боев за освобождение Новгорода.
Образ А. Невского – образ победы Во время Великой Отечественной войны в 1942 году был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.
История создания симфонии 7 Д. Шостаковича Симфония сочинялась в 1941 – 1942 г.г. Первые 3 части написаны в Ленинграде в августе 1941 г. Финал симфонии Д.Д. Шостакович завершил 27 декабря 1941 г. в г.Куйбышеве (Самаре). Впервые симфония исполнена 5 марта 1942 г. в г. Куйбышев. 29 марта 1942 г. – в г. Москве, 9 августа 1942 г. - в г. Ленинграде. День был выбран неслучайно: именно на него Гитлер назначил победный парад своих войск на Дворцовой площади. Д.Д. Шостакович
Роль и значение симфонии 7 Поэт К.Сандберг писал Д. Д. Шостаковичу: «19 июля 1942 г. Ваша симфония впервые прозвучала по всей Америке. И мы слышим Вас, Дмитрий Шостакович, мы знаем, что Вы находитесь там и создаете музыку, которая нам рассказывает о борьбе, которую Красная армия ведет с самой страшной военной машиной, которая когда-либо вступала в какую-либо страну. В Берлине нет новых симфоний! Ваша музыка рассказывает миру о великом и гордом народе, непобедимом народе, который борется и страдает для того, чтобы внести свой вклад в сокровищницу человеческого духа и свободы». К. Сандберг
5 этап – Рефлексия В каких музыкальных жанрах сочинялись произведения о героях-защитниках?
5 этап - Рефлексия
Компетентности, которые мы развивали в ходе работы над проектом: в сфере самостоятельной деятельности усвоение знаний из различных источников информации в сфере культурно- досуговой деятельности в сфере гражданско- общественной деятельности
Итоги проекта: исполнение песен ВОВ рисунки к кантате «А. Невский» С.С. Прокофьева реферат на тему «Гражданский подвиг Д. Шостаковича» исследования (диагностика, анкеты, опросы)
Перспектива развития проекта встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла проведение в школе «Фестиваля песен ВОВ» создание «Стены героев»
Благодарим за внимание!