Особенности системы оценки при введении ФГОС Т.С. Горбунова, ректор БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н.
комплексный подход к оценке результатов образования комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); содержательной и критериальной базы оценки использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; Особенности системы оценивания в начальном общем образовании: 2
оценка динамики оценка динамики образовательных достижений учащихся; внешней и внутренней оценки сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; персонифицированных процедур неперсонифицированных процедур использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях; уровневый подход уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных; Особенности системы оценивания в начальном общем образовании: 3
накопительной системы оценивания (портфолио), использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; стандартизированными письменными или устными работами проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.; контекстной информации использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений. Особенности системы оценивания в начальном общем образовании: 4
Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентация ценностно-смысловая;ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж-в социальных ролях и меж- личностных отношениях МЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: личностное, профес- сиональное, жизненное Смыслообразование: связь между целью (ре- зультатом) деятельности и ее мотивом и ее мотивом Морально-этическаяориентация Регулятивные: организация деятельности Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества Познавательные: общеучебные, в т.ч – знако- во-символические, логичес- кие, постановка и решение проблемы Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ Лит ИЯ Мат Е/н Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Соц 5
Оценочная шкала количественная порядковая абсолютная (не связанная с учеником) относительная (связанная с самим учеником) ранговаядескриптивная (описательная) рейтинговая аналоговаязнаковая образная (характеристика) языковая 6
Уровни воспитательных результатов: Первый уровень результатов Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.р.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. 7
Второй уровень результатов Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Уровни воспитательных результатов: 8
Принципы критериального оценивания Критериальность Критериальность (содержательный контроль и оценка строится на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими); 9
Принципы критериального оценивания Приоритет самооценки Приоритет самооценки (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы) 10
Принципы критериального оценивания Гибкость и вариативность Гибкость и вариативность (содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности); 11
Принципы критериального оценивания Естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности учеников включаются результаты наблюдений за их учебной деятельность в обычных условиях). 12