Адаптация специалистов в современной школе «Повысить квалификацию – это значит приобрести новое состояние, степень годности к какому – либо виду труда, стать достойным, деятельным, ладным, успешным.» В. И. Даль, С. И. Ожегов.
Работу начинаем с определения проблем Проблема, требующая методического решения всего коллектива Проблемы группы учителей МО Проблемы каждого учителя, выявленные им самим из самоанализа Проблемы выявленные через ВШК Проблемы выявленные через самоанализ
Цель программы: Формировать и воспитывать потребность у учителей в постоянном повышении профессиональной компетентности.
Три направления работы: Работа школы роста педагогического мастерства Педагогические чтения Неделя успехов (открытые уроки)
1 год Тема: «Знания и умения учителя-залог творчества и успеха»
1 направление: Работа школы роста педагогического мастерства
1.Проведение микроисследований - потенциальные возможности педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы; - предпочтение учителем при выборе форм повышения квалификации; - причины побудившие учителей к повышению квалификации. 2.Презентация программы школы молодого учителя. 3. Знакомство молодых педагогов с Уставом школы, программой развития и другими нормативно-правовыми документами сош 12. СЕНТЯБРЬСЕНТЯБРЬ
1.Моделирование воспитательной системы класса (диагностика класса, проектирование целей, критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса). 2.Методические разработки, предлагаемые учителям: - Беседа с родителями «Стиль взаимоотношений в семье и личность ребёнка». - Памятка «Родителю от ребёнка». - Тестирование родителей. - Тематика родительских собраний. 3. Практическое занятие: апробирование одного из методов, изучение личности на своём классе. 4. Дискуссия: «Факторы, влияющие на уровень воспитанников школьников» ОКТЯБРЬОКТЯБРЬ
1.Методические разработки предлагаемые молодому учителю: - критерии оценки деятельности учителя на уроке; - типы, формы уроков. 2.Практикум: самоанализ урока. 3.Дискуссия: «Факторы, влияющие на качество преподавания». 4.Микроисследование: «Оценка успешности учебной работы учителя с точки зрения учащихся (анкетирование) НОЯБРЬНОЯБРЬ
1.Роль нетрадиционных уроков и приёмов в обучении, развитии учащихся. 2.Методические разработки для учителя: - систематизация нестандартных уроков; - способы организации работы учащихся с текстом учебника; - урок-лекция: виды лекций (проблемная лекция, лекция - вдвоём, лекция-диалог) и целесообразность условия эффективного проведения. 3. Дискуссия: «Как обеспечить дисциплину на уроке». ДЕКАБРЬДЕКАБРЬ
1.Психолого-педагогические условия для реализации личностно- ориентированного обучения. 2.Методическая разработка, предлагаемая молодому учителю: - карта экспертной оценки личностно- ориентированного потенциала урока; - критерии личностно-ориентированного урока. 3. Дискуссия: «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неё». ЯНВАРЬЯНВАРЬ
1.Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика. 2.Методическая разработка, предлагаемая учителю: система мер направленных на предупреждение неуспеваемости школьников. 3.Дискуссия: «Оценка и отметка одно и тоже или нет? Причины неэффективности контроля знаний». ФЕВРАЛЬФЕВРАЛЬ
1.Управление процессом развития творческих способностей учеников. 2.Дискуссия: «Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности на уроке» 3.Методическая разработка предлагаемая учителю: «Как помочь детям научиться сдавать выпускные экзамены (и вступительные)» МАРТМАРТ
1.Круглый стол: «Управленческие умения учителя и пути их дальнейшего развития». 2.Микроисследование: - организация работы с молодыми педагогами в школе; - уровень профессионализма молодого учителя (анкетирование). АПРЕЛЬАПРЕЛЬ
2 направление Педагогические чтения по следующим проблемам:
1.Организация работы на уроке Варианты контроля знаний учащихся на уроках русского языка и литературы. Методика организации учебного процесса в старших классах на основе зачётно - лекционной системы. Особенности построения урока в деятельности учителя в слабоуспевающих классах. Развитие познавательных интересов младших школьников на уроках математики. Роль обобщающих уроков в повторении, систематизация знаний и развитие разумного мышления.
2. Нетрадиционный подход в обучении: Роль урока-игры в повышении познавательной активности учащихся. Активизация деятельности учащихся путём использования нетрадиционных приёмов и методов. Роль сигнальных опор в обучении немецкому языку в 5-ом классе. 3. Воспитательный фактор урока. Воспитание сознательной дисциплины её роль в повышении уровня овладения общеучебными умениями и навыками. Конфликтные ситуации на уроках и выход из них. Урок биологии, как средство эстетического воспитания учащихся.
3 направление Неделя успехов. Открытые уроки Доброскок И. М. – учитель начальных классов. Высшая категория. Интегрированный урок Математика – труд. Терентьева Н. И. –учитель начальных классов. высшая категория. Урок обобщения знаний.
Разепова Т. А.- учитель начальных классов. 1категория. Почётный работник общего образования. Урок – игра. Меркулова В. М.- учитель иностранного языка. Высшая категория. Урок – путешествие.
Прудникова О. П.- учитель математики. 1 категория. Отличник просвещения. Урок: защита проекта. Попова Л. Н.- учитель русского языка и литературы. высшая категория. Урок – спектакль.
Чудина Н. С. учитель биологии 1категория. Интегрированный урок. Биология-физика. Стребкова И. В. учитель физики. 1 категория.
2 год Тема: «Самостоятельный и творческий поиск»
1.Микроисследование: потенциальные возможности педагогов. 2.Выбор методической темы учителями для самообразования (схема поиска проблем). 3.Практикум: написание программы факультатива (ученический компонент) спецкурса, элективного курса. 4.Методическая разработка, предлагаемая молодому учителю: примерные темы исследований. СЕНТЯБРЬСЕНТЯБРЬ
1. Постановка самостоятельной работы учащихся на уроке: - практическое занятие: интегрированный урок в действии. оКТЯБРЬоКТЯБРЬ 1. Постановка самостоятельной работы учащихся на уроке: - микроисследование: постановка самостоятельной работы на уроке НОЯБРЬНОЯБРЬ
1.Организация работы учителя по достижению уровня умений и навыков, заложенных в модели выпускника школы. - методическая разработка, предлагаемая молодым учителем: модель выпускника сош 12. ДЕКАБРЬДЕКАБРЬ 1.Практическая основа технологии модульного обучения - различные методики коллективных способов обучения. - практикум: классификация методов обучения. ФЕВРАЛЬФЕВРАЛЬ
1.Классный час, как урок взаимопонимания - методическая разработка, предлагаемая молодому учителю: тематика бесед с подростками. МАРТМАРТ 1.Микроисследование: - организация работы школы молодого учителя; - круглый стол «Учиться самому, чтобы успешнее учить других»; - выступление педагогов по результатам работы над своей методической темой. АПРЕЛЬАПРЕЛЬ
Ожидаемый результат: Вооружить начинающего педагога конкретными знаниями, показать применение теории на практике, в ходе дискуссии выработать единое мнение. Оптимальное развитие личности педагога. Развитие творческого психологически грамотного педагогического коллектива. Дальнейшее развитие системы повышения квалификации педагогических кадров в рамках школы. Формирование педагогических кадров способных отвечать вопросам современной жизни и обеспечить подготовку профессионально-мобильного и ответственного за свою деятельность человека.
! Нам необходимы современные образовательные технологии обучения и управления: - компетентностный подход образовательных стандартов; - диагностика формирования ключевых компетенций у учащихся- диагностика и анализ учебно- воспитательного процесса; - проектирование и диагностирование урока; - стратегия и формирование развития мониторинга в ОУ;
- создание дифференцированной среды сопровождения учащихся; - факторы успешности педагогической деятельности; - новая методология образования и новые модели школы.
! Системный подход к содержанию познания, т. е. систему деятельности: - Исследовательскую -Проектировочную -Организационную - Рефлексивную
Системный подход адаптации программы. Адаптация учителей Способы действия Микроисследование Методические разработки Практикум Дискуссия Определение потенциальных возможностей Изучение и исследование Проектная и организационная Коммуникативная и рефлексивная Тиражирование на деятельность учащихся Виды деятельности