Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
обоснование, принципы содержания, цели, задачи, структура, требования к проведению
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. При получении положительных результатов апробации комплексного учебного курса, начиная с 2012 года, преподавание комплексного учебного курса может осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации.
Принципы содержания курса: Соблюдение конституционных принципов светского характера Российского государства Взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, с религиозными организациями Содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению на местах Институты учета запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики
Модули курса: Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики
Методологический принцип курса является культурологическим и направлен на: - формирование у школьников 4-5 классов первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, - развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Межпредметное взаимодействие Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Курс дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. Курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».
Цель курса: Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
Задачи курса: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Структура учебного курса (34 часа) 4 класс, четвертая четверть (17 часов) Блок 1 (общий для всех модулей). Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) 5 класс, первая четверть (17 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Блок 4 (общий для всех модулей). Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Требования к проведению блоков: Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному содержанию межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Требования к проведению 4 блока «Духовные традиции многонационального народа России»: Итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Январь Формирование региональной команды тренеров- преподавателей для обучения в АПКиППРО г.Москва. Обязательные требования к тренеру: - базовое педагогическое образование гуманитарного профиля; - опыт преподавательской и методической деятельности; - толерантность и замотивированность на работу. Желательные требования к тренеру: - наличие навыка пользователя ПК и поиска информации в Интернете.
Февраль Обучение тренеров-преподавателей в АПКиППРО г.Москва Сроки: с 2 февраля по 9 февраля 2010 года Количество: 122 человека Проживание и питание за счет принимающей стороны Транспортные расходы за счет отправляющей стороны
Муниципальная квота на обучение в АПКиППРО МОТренерыМОТренеры г. Тверь 29 Лесной район 1 г. Вышний Волочек 4 Лихославльский район 2 г.Кимры 4 Максатихинский район 2 г. Ржев 5 Молоковский район 1 г.Торжок 4 Нелидовский район 2 Андpeaпольский район 1 ЗАТО «Озерный» 1 Бежецкий район 3 Оленинский район 1 Бельский район 1 Осташковский район 2 Бологовский район 3 Пеновский район 1 Весьегонский район 1 Рамешковский район 1 Вышневолоцкий район 2 Ржевский район 1 Жарковский район 1 Сандовский район 1 Западнодвинский район 2 Селижаровский район 1 Зубцовский район 2 ЗАТО «Солнечный» 1 Калининский район 3 Сонковский район 1 Калязинский район 2 Спировский район 1 Кашинский район 2 Старицкий район 2 Кесовогорский район 1 Торжокский район 2 Кимркий район 1 Торопецкий район 2 Конаковский район 5 Удомельский район 4 Краснохолмский район 1 Фировский район 1 Кувшиновский район2
Организация обучения в АПКиППРО: Режим работы: 8 дней по 9 часов (всего 72 часа) Установочные лекции по проблематике курса Обзорные лекции по основам религиозных культур и светской этики (преподают авторы пособий) Семинары, практические занятия и консультации по проектированию обучения учителей школ с использованием содержания учебных пособий на основе интерактивных технологий обучения Итоговая аттестация слушателей- защита проектов Заключение договоров тренеров с АПКиППРО
Февраль-март Обучение 1833 учителей в Тверской области силами обученных тренеров-преподавателей Приезд 2 федеральных экспертов в регион Приезд 10 региональных экспертов в территориальные образовательные округа
Региональная модель обучения: Обучение 25% учителей на базе регионального учреждения ДППО – ГОУ ТОИУУ (учителя г.Твери и Калининского р-на) Обучение 75% учителей в муниципальных округах в базовых школах
Муниципальная квота на обучение педагогов МОКол-во учителейМОКол-во учителей г. Тверь 399 Лесной район 9 г. Вышний Волочек 81 Лихославльский район 45 г.Кимры 75 Максатихинский район 30 г. Ржев 102 Молоковский район 12 г.Торжок 81 Нелидовский район 48 Андpeaпольский район 24 ЗАТО «Озерный» 27 Бежецкий район 54 Оленинский район 24 Бельский район 12 Осташковский район 42 Бологовский район 66 Пеновский район 12 Весьегонский район 24 Рамешковский район 21 Вышневолоцкий район 33 Ржевский район 21 Жарковский район 9 Сандовский район 9 Западнодвинский район 33 Селижаровский район 21 Зубцовский район 30 ЗАТО «Солнечный» 3 Калининский район 57 Сонковский район 15 Калязинский район 36 Спировский район 21 Кашинский район 42 Старицкий район 36 Кесовогорский район 15 Торжокский район 27 Кимркий район 15 Торопецкий район 39 Конаковский район 99 Удомельский район 69 Краснохолмский район 24 Фировский район 18 Кувшиновский район27
Сроки обучения педагогов в регионе: 1 сессия – с 15 февраля по 20 февраля 2010 года 2 сессия – с 1 марта по 6 марта 2010 года
Апрель-май С 1 апреля – по 30 мая обучение учащихся 4 класса по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Сбор муниципальных отчетов и анализ хода апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Июнь Проведение регионального семинара – совещания по апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Сентябрь-ноябрь С 1 сентября по 3 ноября обучение учащихся 5-х классов Сбор муниципальных отчетов и анализ хода апробации курса Приезд федеральных экспертов в регион
Ноябрь Итоговая конференция по результатам апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» г. Москва