Концепция оценки качества основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования ( общественно-профессиональное обсуждение)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление развитием системы оценки качества образования на федеральном уровне 5 ноября 2011г., г.Москва.
Advertisements

Концепция развития системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования ( общественно-профессиональное обсуждение)
Концепция системы оценки качества основного общего образования А.И. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»
Модернизация региональной системы оценки качества образования в условиях введения нового ФГОС НОО Чистякова В.А., директор ГУ РА «РЦОКО»
Управление развитием системы оценки качества образования на школьном уровне 5 ноября 2011г., г.Москва.
Эффективность школьных систем мониторинга Материалы работы группы 2 г. Калининград 20 октября 2011 г.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
« Управленческая проблематика внедрения образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» Н.М.Шадрина, эксперт ИПОП «Эврика»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Современная модель аккредитации образовательных учреждений, реализующих ФГОС ОО Воронцов А.Б., эксперт ИПОП «Эврика»
Чернышева Р.И., доцент кафедры, к.х.н.. Какие изменения принесет новый стандарт общему среднему образованию? Если кратко сформулировать ответ, то получим.
Задачи деятельности муниципальных структур образования по организационно-методическому обеспечению реализации ФГОС в условиях формирования новой образовательной.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
2 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию.
Качество дошкольного образования с позиции ФГОС Е.В. Арасланова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой дошкольного и начального общего образования.
Введение ФГОС основного общего образования в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 9» г. Сосновый Бор.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Экспертная деятельность органов ГОУО как ресурс повышения качества образования.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Концепция оценки качества основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования ( общественно-профессиональное обсуждение) Воронцов Алексей Борисович, эксперт ИПОП «Эврика» 23 сентября 2011, город Пенза 1

Часть 1 Основания для разработки концепции 2

1.Методологические и психолого-педагогические основания для разработки концепции: проблемы не определена специфика каждой ступени школьного образования в общей системе оценки качества; современные модели обучения и устаревшая система оценивания; существующие КИМы не соответствуют современным образовательным результатам; деятельность различных организаций, занимающихся проблемами качества образования, не координируются; затратные механизмы по сбору, обработки и анализу собираемой информации; отсутствие квалифицированных кадров в области оценки качества образования 3

Переход от модели «контроля качества» к модели «обеспечение качества» Тестирование – основной механизм контроля качества в настоящее время. Первая цель – тестирование необходимо учителям, чтобы установить, насколько хорошо дети усвоили учебный материал и что им изучать дальше (формирующее оценивание) Вторая цель - тестирование детей разного возраста, с тем чтобы удостовериться в удовлетворительной работе школ. Эта цель связана с отчетностью. Тест для отчетности школы отнимает слишком много времени. Тест наносит ущерб учебе детей, отвлекая учителей от их насущных дел, побуждает учителей специально готовить к нему учеников: заставлять зубрить тесты за прежние годы, натаскивать по соответствующим темам, прорабатывать определенные приемы решений и тюп. 4

1.1.Модели обучения и оценивание Оценка качества образования должна опираться на современные модели обучения 5 Традиционная модель Психологическая теория 20-х годов 20 в. «стимул –реакция» Современные модели (когнитивная, конструктивная, развивающее обучение Э-Д) Психологическая теория деятельности Психометрический подход к оцениванию: способность учащихся вспоминать и применять факты, выученные в плановом режиме Пройдя тестирование можно необязательно понимать изученный материал Деятельностный подход к оцениванию: Обучение есть процесс конструирования знания через освоение общих способов/средств предметных и метапредметных культурных действий «Мы должны оценивать уровень понимания и сложности понимания, а не просто способность «заглатывать» и «выдавать» факты» (Wilson,1992) Дилемма: 1)возникает все более настоятельная потребность в оценивании на национальном (региональном, муниципальном) уровне – требование сопоставимость; 2) современные модели обучения ориентированы на формирующее оценивание – затруднено сопоставимость

Выводы – 1: Необходим более взвешенный, аналитический подход к оцениванию в образовании. Первостепенная задача остановить тенденцию у прощенному видению ситуации, когда она форма оценивания объявляется лучше других. Оценивание НЕ существует отдельно от обучения, а находится в динамическом взаимодействии с ним. Необходима система оценки, которая будет поддерживать множество оценивания, обеспечивая при этом корректное использование каждого из них. Необходимо вкладывать средства в развитие навыков оценивания у учителей, мы не сможем достичь желаемых стандартов Часть средств необходимо направить на внедрение информационных технологий в помощь учителю при оценивании 6

1.2.Что понимается под «качеством образования»? Совокупность образовательных результатов, обеспечивающих возможность самостоятельного решения обучаемыми значимых для них проблем, для достижения которых требуется такое время, которое позволяет обучаемым заниматься и другими видами деятельности, значимыми для их развития» 7

1.3.Возрастные возможности и особенности подростков преемственность с начальным общим образованием (опираться на базовые достижения МШВ, см. ФГОС НОО) возрастные возможности подросткового возраста: -чувство взрослости (потребность в равноправии, уважения и самостоятельности, требования серьезного, доверительного отношения со стороны взрослого); -тенденция к самостоятельности в учении (потребность в экспертной оценки взрослого) -ведущая личностно-значимая или общественно-значимая деятельность; -пробуждение активного взаимодействия, экспериментирования с миром социальных отношений; -проявление интереса к собственной личности 8

Педагогические следствия: возрастные этапы Ступень основного общего образования имеет несколько возрастов: первый этап классы, как образовательный переход через пробы построения учащимися индивидуальной образовательной траектории в зависимости от разных видов деятельности, обеспечивающий плавный и постепенный, без стрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую; второй этап – 7-9 классы, как этап самоопределения подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) в разных видах деятельности, наличие личностно значимых образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого способа рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможный видений в учебном предмете (предметах). 9

1.4.Объекты системы оценки – основная образовательная программа ступени с точки зрения оценки «тактики» достижения поставленных целей и запланированных результатов – образовательная организация (учреждение) с точки зрения условий (психолого-педагогических, кадровых, финансовых, учебно-методических, информационных, материально-технических), необходимых для эффективного, доступного и результативного образования; – индивидуальные образовательные достижения обучающихся как наиболее значимый объект оценки. Индивидуальные образовательные достижения включают в себя как учебные, так и внеучебные результаты 10

1.5.Базовые индикаторы качества образования индикаторы процесса (процент учащихся, имеющих собственный индивидуальный прогресс в образовании; процент детей, получающих основного образование в разных формах в соответствии со ст. 10 Закона РФ «Об образовании»;процент урочных и внеурочных занятий, процент внеучебной деятельности (проектной, исследовательской, игровой, художественной, музыкальной и т.п.), процент занятий с использованием современных образовательных технологий, в том числе информационных; индикаторы результатов (промежуточные и итоговые когнитивные (учебные) достижения учащихся, внеучебные достижения, их соотношение в оценке деятельности подростка; процент второгодников, отсева; процент детей, поступивших на следующую ступень образования); индикаторы ресурсов (финансирование образования по источникам; общие затра­ты времени («цена» образования) на освоение основной образовательной программы основного общего образования; квалификация учителей и преподавателей; эффективность использования образовательных технологий и информационных ресурсов). 11

1.6.Уровни в системе оценки качества образования Согласованные между собой системы оценок: внешняя оценка (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами) внутреннюю оценка (самооценка) (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией). Мировая тенденция: необходимость единства количественных (статистических) и качественных подходов к оценке Задачи: 1) вернуть оценку в школу, учителю 2) разграничить «полномочия» и расставить приоритеты 12

1.7. Современные образовательные результаты ФГОС ОО - собственно результаты отсутствуют, сформулированы только требования к результатам Ключевая задача: переформатировать планируемые результаты так, чтобы, с одной стороны, они стали компактные, с другой стороны, задать такие уровни освоения учебного материала, которые могли бы фиксировать индивидуальный прогресс учащегося Необходима интегративная характеристика образовательных результатов, где понятийное знание (знание-действие) стала основой, как компетентностей, так и основой их личностного развития с учетом двух этапов возрастного развития 13

Часть 2 Принципы, цель, задачи системы оценки качества основного общего образования 14

2. Принципы оценки качества основного общего образования-1 Образовательное оценивание опирается на современные и эффективные модели обучения, обеспечивающие баланс между внешней и внутренней оценкой качества образования Ликвидация противостояния друг другу двух подходов к оцениванию: 1) оценивание в целях отбора, мониторинга и обеспеченности отчетности акцент сделан на внешнюю оценку, ключевым элементом которой являются учебные достижения, измеряемые с помощью тестов и экзаменов (нормативно-ориентированное тестирование) и направлены на отбор, относительную оценку и рейтингование учащихся и образовательных учреждений. 2) оценивание для обучения, способствующее обучению (assessment for learning). Образовательное оцениваниенацелено на разработку тестов, в которых учащийся трактуется как индивид, а не в связи с другими учащимися, а также на использование измерения конструктивным образом – так, чтобы выявлять сильные и слабые стороны школьников и тем самым способствовать их образовательному индивидуальному прогрессу. 15

2. Принципы оценки качества основного общего образования-2 Оценка – механизм диалога и саморазвития всех субъектов образования через децентрализацию системы оценивания Позволит выстроить альтернативную систему оценки существующей сейчас, где оценка качества всегда превращалась в проверку и строилась на стремлении поймать недостатки и всех «построить» Перенос с внешней оценки на сомооценку Цель децентрализации - усиление самостоятельности на уровне образовательных институтов. Важнейшими движущими силами высокого качества образования являются самостоятельные и компетентные учителя, самостоятельные и самоуправляемые школы, диалог родителей и школ, диалог школ и ведомства, проводящего образовательную политику. Система оценки качества призвана помочь школе решить ее собственные проблемы. Региональные службы по оценке качества должны интересовать не то, какие результаты показывают ученики этой школы в данное время, а как школа оценивает эти результаты, как она строит стратегии по их улучшению. Помогать качественной самооценке ОУ вместе с родительским сообществом и искать путь в открытую систему взаимной поддержки. 16

2. Принципы оценки качества основного общего образования-3 Оценка качества ориентируется на принцип индивидуализации в основном общем образовании Это принцип означает нахождение учащимся своего индивидуального пути движения к получению качественного образования. Индивидуализация предполагает также переход от оценки «среза» к картине развития, к оценке индивидуального прогресса школьников 17

2. Принципы оценки качества основного общего образования- 4 Оценка качества образования в основной школе опирается, с одной стороны, на достижения начальной школы, с другой стороны, находится «в зоне ближайшего развития» относительно старшей школы. В системе оценки наблюдается эволюционное изменение оценочных процедур при движении от 5 к 9 классу: от контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника к учебной самостоятельности подростка. Соотношение двух видов оценивания: самооценки подростка и экспертной оценки другого (в т.ч. Взрослого) 18

2. Принципы оценки качества основного общего образования- 5 Оценка качества образования носит комплексный и накопительный характер. Прозрачна, открыта, объективна и оперативной за счет информатизации процесса оценивания. Результаты образовательной деятельности учащихся должны оцениваться с помощью опубликованных критериев, положений и процедур, применяемых согласовано. Образовательные учреждения должны гарантировать сбор, анализ и использование информации, необходимой для эффективного управления основной образовательной программы ступени за счет использования информационной среды «Электронный паспорт школы». 19

Выводы-2: особенности создаваемой СОК предельно индивидуализированные учебные цели с учетом возрастных особенностей и возможностей подростков. Ясные критерии для оценки учебных достижений и постановки образовательных целей. Прозрачность этих критериев, как для педагогов, так и для учеников, их родителей и заинтересованной общественности; автономность внешней оценкой учебного учреждения, которая осуществляется высокопрофессиональной, уважаемой и независимой государственно-общественной организацией; сбалансированность процедур внешнего и внутреннего оценивания (самооценивания). гибкость системы оценивания, которая комбинирует разные формы контроля, и где меньше места занимают внешние стандартизированные тесты и больше – критериально-ориентированные задания, накапливаемые в портфолио ученика; переход от оценки результатов образования к действию по совершенствованию этих результатов; направленность оценки на развитие подростка, образовательного учреждения 20

3. Цель и задачи системы оценки качества целью системы оценки качества основного общего образования является создание условий повышения качества образования через усиление потоков информации о результатах образования и соответствующих факторах. 21

Задачи: 1. Создание психолого-педагогической методологии разработки инструментария для оценки (экспертизы, измерения) разных аспектов основного общего образования 2. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников по вопросам контрольно-оценочной деятельности всех субъектов образовательного процесса, организации мониторинга за функционированием системы оценки качества образования на всех уровнях: региональном, муниципальном и школьном 3. Создание современного организационно-методического обеспечения системы оценки качества образования подростков, их индивидуальных достижений в соответствии с внедрением стандартов второго поколения; 4. Информационное, аналитическое и экспертное обеспечение системы оценки качества образования на всех уровнях: региональном, муниципальном и школьном. 5. Разработка единой информационно-технологической платформы системы оценки качества основного общего образования на всех уровнях. 6. Стандартизация форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений на уровнях: региональном, муниципальном, школьном. 7. Совершенствование анализа полученной информации с целью выявления факторов, влияющих на достижение качества образования. 8. Развитие механизмов общественной и общественно-профессиональной экспертизы, подготовка общественных экспертов и независимых аудиторов по оценке качества основного общего образования. 22

Часть 3 Структурные элементы системы оценки качества основного общего образования 23

4. Структурная схема системы оценки качества ООО Основные элементы системы: оценка индивидуальных учебных достижений (планируемых результатов) школьников; экспертная оценка содержания и реализации основной образовательной программы основного общего образования; оценка образовательной среды основной школы в образовательном учреждении 24

4.1. Индивидуальные учебные достижения Виды оценки образовательных результатов школьников: оценка готовности к обучению на «переходе» учащихся из начальной в основную школу; оценка индивидуального прогресса учащихся в ходе непосредственного образовательного процесса; промежуточные мониторинговые исследования регионального уровня по оценке формированию метапредметных (компетентностных) образовательных результатов подростков; формативное (формирующее) оценивание для обучения; оценка внеучебных достижений школьников; итоговые интегрированные проектные задачи и образовательные события, включающие в себя предметные, компетентностные результаты, а также социальный опыт подростков; итоговая (государственная) аттестация выпускников основной школы. 25

4.2. Экспертная оценка ООП ООО Самообследование и внешняя оценка (экспертиза) образовательных программ направлены на определение и оценку: достигнуты ли намеченные цели и задачи, соответствуют ли условия и процессы подготовки специалистов требованиям, установленных в Федеральных государственных образовательных стандартов, работодателей (для профессионального образования), родительской общественности Результаты государственно-общественной (общественной) экспертизы должны стать основанием для принятия решения о дальнейшем развитии и совершенствовании образовательных программ. 26

4.3. Оценка (экспертиза) условий реализации ООП Условия, обеспечивающие возможность: достижения планируемых результатов освоения ООП; выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики; работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно- исследовательской деятельности; эффективного использования времени, отведенного на реализацию ООП; использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; эффективность самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников; включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия; эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования. 27

Часть 4 Механизмы организации и проведения оценки качества образования 28

5.Механизмы организации и проведения оценки качества образования Основные механизмы оценки качества основного общего образования должны быть направлены на создание условий для перехода к управлению качеством образования на основе систем показателей и индикаторов. С этой целью необходимо разработать модель мониторинга оценки качества основного общего образования. Основой такой модели должна стать информационная система с помощью которой система оценки качества приобрела бы открытый, оперативный, прозрачный характер и имела бы не только количественный, но и содержательный (качественный) аспект. 29

Часть 5 Нормативно – правовое обеспечение оценки качества образования 30

6.Нормативно – правовое обеспечение оценки качества образования Система правового регулирования оценки качества основного образования будет охватывать: разграничение полномочий между федеральным, региональным, муниципальным уровнями и уровнем образовательного учреждений в вопросах сбора и обработки информации о качестве основного общего образования и принятия управленческих решений; определение статуса и полномочий организаций, осуществляющих оценку качества образования; нормативное закрепление процедур оценки качества образования, включая определение периодичности их проведения; набор локальных нормативных актов для образовательного учреждения по организации системы внутренней оценки качества основного общего образования определение процедур сбора, хранения и публикации данных о качестве образования, порядка доступа заинтересованных потребителей к ним; регламентацию процедур апробации и стандартизации инструментария оценки качества образования; регламентацию деятельности по общественной и общественно-профессиональной аккредитации образовательных учреждений и программ; регламентацию процедур сбора материалов и публикации докладов о состоянии качества образования разных уровней 31