Обучение школьников проектно- исследовательской деятельностью
Проект (от лат. брошенный вперёд) план, замысел, текст, чертеж чего-либо, предваряющий его создание. Проектирование процесс создания проекта прототипа, прообраза предполагаемого объекта, состояния.
Направленность педагогического руководства: на способы самостоятельного постижения знаний; на формирование исследовательской культуры; на эмоциональное отношение к образовательному процессу; на поиск дальнейшей области применения своих способностей;
Виды урочных занятий для формирования проектной деятельности Первый вид проектный урок. Он или включает в себя как составную часть учебный проект, или целиком состоит из работы над проектом. Второй вид урок, на котором нет учебного проекта в полном объеме, но есть элементы проектной деятельности в какой-либо композиции, составляющие часть проекта. Это могут быть практические урочные занятия или лабораторные работы, или какой-либо комбинированный урок с включением фрагментов частично самостоятельной деятельности учащихся. Третий вид урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. На этих уроках при решении задач проектного обучения необходимо перевести ученика в активную позицию: дать ему возможность самостоятельно организовывать учебную деятельность, добывать информацию, принимать решение в разнообразных ситуациях.
Как создать условия успешности и эффективности проектной деятельности младших школьников?
1.Организация подготовительной работы В рамках традиционных учебных занятий использую: проблемное введение в тему урока; постановку цели и задач урока совместно с учащимися; совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания; 2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Темы проектов учащихся начальных классов связываю с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета 3. Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом мотивации. Нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен. 4. Создание групп не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом». Этот вопрос словно гипотеза.
5. Учет возможностей учебных предметов для реализации проектной деятельности. Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как русский (родной) язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов 6. Создание методического инструментария. Для оказания помощи учащимся можно оформить стенд, на котором размещены памятки, содержание деятельности участников проектной деятельности, банк идей и т.д. В классе должны быть образцы оформления различных проектов. 7. Учет и избегание «подводных камней». Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах. Не превратить проект в реферат. Переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта.
Классный час «Дружба начинается с улыбки»
Методика «Опрос мнений» Алгоритм работы в парах сменного состава 1. Спроси мнение партнёра по своему вопросу. Выслушай его ответ. 2. Если в ответе собеседника что-то неясно, уточни. 3. Проговори его ответ сам. Спроси, правильно ли ты его понял. 4. Коротко запиши основное в содержание ответа партнёра. 5. Теперь предложи партнёру поработать с тобой так п. п. 1-4 по вопросу, который интересует его. 6. Поблагодари партнёра. Смени пару, с другим работай также.
Методика «Опрос мнений» Алгоритм работы в малой группе 1. Каждый по очереди рассказывает, какие ответы он услышал и записал во время опроса. 2. Каждый ответ опрошенного (корреспондента) обсуждается всеми членами группы. – С чем в ответе согласны? – Что в ответе сомнительно или неверно? – Как можно его дополнить или переформировать? 3. Определить каких ответов больше и что общего во всех ответах. 4. Особые и интересные мнения, полученные во время опроса или совместного обсуждения в группе, выделите отдельно. 5. Сформулируете и проговорите обобщённый ответ. Определите, кто будет выступать. 6. Выступление оформите на листах.
УЛЫБКА мимическое движение лица, губ, глаз, показывающее расположение к смеху, выражающее привет, удовольствие или насмешку и другие чувства.