ПРИМЕНЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ Обобщение опыта учителя географии МОУ СОШ 3 Треневой Инессы Викторовны
Эмпирический метод – это уровень определения научных фактов, на основе которого формулируются определенные закономерности. Эмпирическое исследование направлено на изучаемый объект, опирается на данные наблюдений и эксперименты.
Методы ЭИ : Наблюдение ; Анкетирование ; Собеседование ; Изучение и о бобщение ; Опыт ; Эксперимент ; Описание ; Измерение.
Этапы работы учащихся
Задачи : Развитие склонности к поисковой исследовательской деятельности Развитие творческого потенциала учащихся Развитие кругозора учащихся Учить овладевать навыками работы с информационными источниками У учащихся формируется интерес к изучаемому предмету, индивидуальные особенности, межличностные отношения в коллективе, идеалы и убеждения
Учащийся может выступать в роле исследователя и ли аналитика Педагог вооружает ученика теоретическими знаниями и умениями, проводя практикумы, семинары, дискуссии в учебном процессе и во внеурочное время. Обучает работать с дополнительной литературой, составлять конспекты, систематизировать материал, работать в Интернете
Ценность исследования : Актуальность темы ; Его теоретическая и прикладная значимость ; Связь с воспитательным процессом ; Самостоятельность работы ; Новизна подхода и результатов ; Владение научным языком.
Принципы исследовательской работы : Гласность ; Сравнимость результатов ; Помощь отстающим ; Положительная оценка победителей. Развивающее значение имеет индивидуальная и коллективная работа по учебным заданиям.
При изучении раздела « Европейский юг России », учащимся был предложен ряд тем по рассматриваемому материалу и основные направления поиска. В течение исследовательской работы учитель осуществляет контроль и оказывает помощь.
В результате опроса среди учащихся старших классов было установлено, что учащиеся предпочитают традиционной подготовке уроков исследовательские проекты. Результатом исследовательской работы является защита проектов учащихся.
Учащиеся 9-10 классов выполняли исследовательские работы по темам Кожевников В. - « Инвестиции в промышленности и инфраструктуре Краснодарского края », Бузунарь А. - « Инвестиции в курортной зоне и аграрных формированиях Кубани », Белов Н. - « На Кубани живёт богатырский народ »,
Результаты их работы: Белов Н. 2- е место краевой смотр - конкурс « Моя малая Родина »; Победа в краевой научно - практической конференции « Эврика ». 1-е место в Р оссийском заочном конкурсе «Юность, наука, культура» МАН « Интеллект будущего »; Бузунарь А. 2- е место в Р оссийском заочном конкурсе «Юность, наука, культура» МАН « Интеллект будущего »; Газина М. 2-е место в краевом смотре-конкурсе «Зеркало природы»
Кожевников В. 3- е место в Р оссийском заочном конкурсе «Юность, наука, культура» МАН « Интеллект будущего »; 1- е место в городском конкурсе мультемидийных презентаций « В единстве наша сила ». 3-е место в зональной научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани Алексеевич М. 2-е место в краевом смотре-конкурсе «Подрост» в 2004, в 2005 и в 2006 годах 2-е место в Р оссийском заочном конкурсе «Юность, наука, культура» МАН « Интеллект будущего »;
В этом году ребята продолжают работать по интересующим темам и принимают участие : В краевом смотре - конкурсе « Моя малая Родина » ( Газина М., Кожевников В., Алексеевич М. ), В краевой олимпиаде « История Кубани » ( Алексеевич М., Белов Н.), В научно – практической конференции « Эврика » ( Газина М., Кожевников В., Белов Н., Логинов Д., Алексеевич М. ). В краевом смотре-конкурсе «Подрост» (Логинов Д., Алексеевич М.)
Качество знаний 9-11 классов
Выводы : Эмпирический метод помогает учащимся аналитически мыслить, творчески и разумно подходить к работе, расширяет диапазон деятельности, вырабатывает усидчивость, готовит учащихся к выбору профессии. Формирование умений и навыков применения исследовательских методов в дальнейшем учебном процессе ( для выполнения в будущем курсовых и дипломных работ, творческих проектов )
Перспективы ЭИ: Использование ЭИ актуально для любого предмета общеобразовательной школы Распространение полученных данных среди коллег и учащихся Взаимосвязь науки и практики Развитие взаимопомощи среди учащихся и педагогов Воспитание объективности у учащихся в оценке работы своих одноклассников