(в помощь классному руководителю) Автор работы: преподаватель математики, классный руководитель группы по профессии «Оператор ЭВМ» Алякина Ирина Геннадьевна Номинация «Моя авторская мастерская»
В методической разработке «Метод проектов в воспитании толерантности» показаны возможности и специфика использования классным руководителем метода проектов как метода формирования этнической толерантности учащихся. Даны практические советы по внедрению метода проектов в деятельность классного руководителя.
Гипотеза: процесс формирования этнической толерантности учащихся в деятельности классного руководителя является наиболее успешным при реализации следующих условий: классный руководитель обладает высоким уровнем этнотолерантности; классный руководитель осуществляет выбор методов формирования этнической толерантности учащихся в зависимости от этнических установок; классный руководитель использует метод проектов. Методы исследования: теоретические (анализ методической литературы, теоретические обобщения); эмпирические (наблюдение, беседы, анкетирования, тестирования, анализ полученных данных); математические (обработка информации).
Цель работы: показать эффективность использования метода проектов в формировании этнической толерантности учащихся. Задачи: 1. Изучить литературу, положительный педагогический опыт по выбранной теме. 2. Раскрыть сущность метода проектов. 3. Дать подробную характеристику каждого этапа проекта. 4. Разработать и представить с использованием разных способов воспитательные мероприятия, которые проводились в ходе реализации проекта.
Учит учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Размышляют, опираясь на значение фактов, закономерностей науки, делают обоснованные выводы. Принимают самостоятельные аргументированные решения. Учит работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Опыт и результаты работы по внедрению проекта «Толерантность – дорога к миру».«Толерантность – дорога к миру». Структура работы: I. Подготовка учащихся к работе над проектом.Подготовка учащихся к работе над проектом II. Выбор проблемы.Выбор проблемы III. Сбор и анализ информации (исследование проблемы)Сбор и анализ информации 1. Изучение законодательной и нормативно-правовой базы проблемы. 2. Социологические опросы.Социологические опросы 3. Анализ материалов СМИ. IV. Разработка собственного варианта решения проблемы. V. Реализация плана действий. VI. Составление портфолио. VII. Презентация. VIII. Рефлексия
1. Составление социального паспорта группы. 2. Проведение «Круглого стола» по итогам социологического опроса. 3. Ознакомление родителей учащихся с проектом. 4. Мозговой штурм « Причины возникновения воинов, конфликтов на национальной почве ». Причины возникновения воинов, конфликтов на национальной почве 5. Классный час «Толерантность – мудрость сильного».Толерантность – мудрость сильного». 6. ТренингТренинг Реализация плана действий
В результате реализации проекта произошли следующие изменения: - учащиеся познакомились с Декларацией принципов толерантности; - квалифицированные управленческие кадры для работы ученического самоуправления «Совета Лидеров». Качественные показатели: создание в училище воспитывающей среды для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению); формирование гуманистической, толерантной, корпоративной культуры каждой личности; воспитание здорового образа жизни; возможности создания условий для гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений. Количественные показатели: рост социальной и общественной активности обучающихся; рост солидарности, сопричастности к проблемам окружающей жизни; формирование зрелой гражданской позиции; рост профессиональной компетенции педагогов училища; повышение рейтинга училища в районе и республике.
Вывод. Анализ полученных результатов свидетельствует о положительной динамике формирования у учащихся компетентностей, необходимых им для дальнейшей успешной самореализации. Использование проектной технологии во внеклассной работе даёт положительный результат, формирует у учащихся ценностно-смысловые, общекультурные/социокультурные, коммуникативные, социальные взаимодействия, готовность к разрешению проблем, учебно- познавательные, информационные компетенции.
Выдержки из рецензии: Рецензент: Старший преподаватель кафедры технологии и профессионального обучения ЧРИО Г.А. Малыгин: «В целом работа заслуживает высокой положительной оценки. Может быть рекомендована для организации системной работы по формированию этнической толерантности учащихся классным руководителям учреждений начального профессионального образования».