Интеграция педагогических и информационных технологий в профессиональной подготовке учителя Шилова Ольга Николаевна д.п.н., проф. каф. ИКТ РГПУ им. А.И. Герцена
2 Суть понятия «информатизация образования» Суть информатизации образования – создание как для педагогов, так и для обучающихся благоприятных условий для: свободного доступа к культурной, учебной и научной информации, работы с ней и производства новых знаний развития умений творчески применять знания в практических ситуациях развития ключевых компетентностей (интерактивное использование цифрового учебного оборудования и программных инструментов, работа в группе) развития информационной культуры человека информационного общества.
3 Три этапа информатизации 1. Оснащение техникой ( гг. РЕОИС по н.в.) 2. Повышение квалификации педагогов по изучению информационных и коммуникационных технологий ( гг. РЕОИС по н.в.) 3. Повышение квалификации педагогов по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе (с 2005 г. по н.в.) Вывод: информатизация образования – это не только решение технико-технологических проблем, это во многом вопрос человеческого фактора, кадровый вопрос.
4 Национальный проект «Образование» (проект ИСО) Подключение школ и ОУ к сети Интернет Оснащение специализированными компьютерными классами Подготовка педагогов и учащихся к деятельности в новых условиях, с широким использованием средств информационных технологий
5 Образовательная информационная среда (ОИС) территориально и уровнево распределенная конструкция освоения ИОП, целью которой является создание условий, способствующих возникновению и развитию процессов образовательного сетевого взаимодействия между объектами и субъектами среды, а также формированию активности субъектов, побуждению образовательных и социальных инициатив для развития компетентности как общественно и личностно значимой ценности.
6 Что отмечается(1) возросло влияния ИКТ на изменения как структуры досуга, так и информационного пространства подростков. Они все больше удовлетворяют свои информационные, коммуникационные, эстетические и рекреационные потребности, используя ИКТ с возрастом учащиеся все чаще используют ИКТ для подготовки рефератов, презентаций, выполнения коллективных проектов. В то же время обнаружено существенное различие в оценке реального использования ИКТ на уроке учащимися и учителями: в отличие от учителей лишь небольшой процент учащихся указывает, что ИКТ на уроке используются. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что используемые методики преподавания оказываются маловосприимчивыми к освоению ИКТ
7 Что отмечается(2) высокий уровень пользования ИКТ позитивно влияет как на академическую успеваемость учащихся, так и на их социальный статус среди одноклассников выявлен целый ряд негативных тенденций, связанных с пользованием ИКТ: ухудшение физического самочувствия, деформации режима дня, виртуализация социальной среды подростка и др. Эти факты подтверждают необходимость разработки таких образовательных программ, которые ориентированы не только на освоение навыков грамотного пользования, но и на формирование у учащихся культуры пользования ИКТ
8 учителя с высоким уровнем компетентности принципиально иначе используют ИКТ в учебной деятельности, обращаясь к ним не только как к средству для представления учебного материала, но и как к средству для активизации мотивационно-потребностной сферы школьника, средству объективного контроля знаний учащихся, средству становления активной субъектной позиции ученика. Иными словами, продвинутые учителя используют ИКТ на всех этапах учебной деятельности: мотивационно- потребностном, исполнительском, контролирующем, рефлексивном Что отмечается(3)
9 Важные проблемы 1. Недостаточная разработанность методик по использованию ИКТ в конкретных учебных областях. Отсутствие инновационного взаимодействия педагогических и информационных технологий. 2. Недостаточные осмысление и разработанность использования ИКТ во внеклассной работе и дистанционном образовании. 3. Наличие достаточно устойчивого среди педагогов мнения о негативных последствиях влияния ИКТ на здоровье, интеллектуальное и культурное развитие учащихся. Поиск эффективных путей решения этих сложных проблем обеспечит педагогическую целесообразность и культуроемкость всего процесса информатизации образования
10 Актуальная задача осмыслить информационные технологии не только как предмет изучения, но как средство профессиональной педагогической деятельности, катализатор проектирования и реализации инновационных педагогических технологий
11 Спасибо за внимание! Вопросы???