МОУ Рождественская средняя общеобразовательная школа имени дважды Героя Советского Союза Прохорова А.Н. « Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики и во внеурочной деятельности » Овсянкина Елена Васильевна учитель информатики и ИКТ высшей категории, стаж работы 18 лет «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить». А. Дистервег
Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным интеллектуальным потенциалом. Считаю, что наиболее оптимальными методами работы с учащимися в данном направлении являются: отбор и включение в программный материал творческих ситуаций, «обучение через исследование», организация экспериментальной, исследовательской деятельности учащихся, создание индивидуальных систем обучения одаренных детей. Основными формами, реализующими развитие творческих способностей, являются интеллектуальные игры, метод проектов, лабораторные практикумы, учебные дискуссии. Перед тем, как поставить перед обучающимися задачу, выдвинуть проблему, необходимо знать уровень развития каждого ученика, его потенциал. Для этого изучаю характер и темперамент каждого ребенка, его темп работы, образовательные потребности. Стремлюсь раскрыть и использовать субъективный опыт учащихся, помочь становлению его личности, дать возможность реализовать накопленный опыт и знания в процессе изучения и закрепления нового теоретического материала. Создаю условия для раскрепощения личности ребенка, выражения потенциальных возможностей для творчества и инициативы. Стараюсь создать для каждого ученика ситуацию успеха, условия для самореализации и саморазвития, активизировав тем самым познавательный интерес к предмету.
Психолого-педагогические основы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики в основной школе. Исследовательский метод обучения – организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного, творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения заключается в том, что применение этого метода позволяет учителю организовать деятельность учащихся и нацелить их на творческий поиск и применение полученных знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является важнейшим условием формирование интереса, потребности в творческой деятельности, в самовыражении. Исследовательский метод в обучении способствует развитию творческой активности учащихся, дает возможность осуществить интеграцию учебной деятельности ученика и учителя, сочетать индивидуальный подход с различными формами коллективной учебной деятельности.
Социализация исследовательской деятельности. Работу над проектом строю следующим образом: 1. Вместе с учащимися определяем актуальную проблему, над которой будут работать ребята индивидуально или в группах; 2. Учащиеся составляют план работы, определяют объекты исследования, ищут возможные пути решения; 3. Этап выдвижения гипотез, систематизации и обобщения данных полученных из различных источников информации; 4. Подведение итогов работы. Ребята представляют аргументированные выводы, обрабатывают и оформляют полученные результаты, учатся решать познавательные и творческие задачи; 5. Подготовка защиты проекта. На этом этапе ребята самостоятельно готовят презентацию, буклет проекта с использованием компьютера; 6. Презентация проекта (защита): представление результата своей деятельности, способа решения проблемы, доказательство правильности решений.
Использование информационных технологии во внеурочной деятельности Одной из эффективных форм развития познавательного интереса учащихся к информатике и ИКТ для меня служат внеклассные мероприятия: вечера, КВН, конференции, турниры знатоков, предметные недели, экскурсии, участие в Интернет-проектах. Все это проводиться как в рамках недели информатики в школе, так и как отдельные мероприятия на протяжении учебного года. Внеклассная работа по предмету позволяет мне приобщить школьников к миру современной техники, формировать информационную культуру, поддерживать интерес к предмету, расширять кругозор и осуществлять пропедевтику среди учащихся, которые еще не приступили к изучению информатики.
1.Участие в работе VI и VII научно-практических конференций «Информатизация и учебного процесса и управление образованием. Сетевые и интернет-технологии» 2.Участие в работе районных семинаров. «Использование информационно- коммуникационных технологий в процессе обучения» г. Тема мастер- класса «Разработка структуры школьного веб-сайта». 3.Тема: « Использование сети Интернет во время проведения уроков информатики и ИКТ» - активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; - развивать творческий потенциал воспитанников, их фантазию и воображение; - реализовать потребность детей в самостоятельном творческом поиске; - научить применять знания и умения на практике, интегрировать общее и дополнительное образования; - привлекать одарённых детей во внеурочную деятельность; - разработка методических рекомендаций для учителей информатики и ИКТ по данной проблеме; - размещение материалов проекта на сайте - публикации и распространение опыта на семинарах и научно-практических конференциях. Основные направления педагогической деятельности:
1. Занятия с учителями. Проект «Академия учителей» - 22 учителя МОУ Рождественская СОШ. 2. Работа «Школьной компьютерной бригады»-15 учащихся. Использование информационных технологий в профессиональном росте учителей- предметников Цели: Формирование у учащихся и учителей- предметников понятия информационного пространства и его наглядное представление; Задачи: Наглядное представление применения информационных технологий на уроках общеобразовательного цикла; Обучение учащихся школы с целью демонстраций возможности компьютерной техники; Обучение учителей-предметников азам работы на ПК.