ОКРУЖНОЙ СЕМИНАР ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО УВР 1 СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС 27 октября 2010 года МОСКВА 2010
Директор ЦО 1493 Аникина Галина Ивановна имеет высшую административную категорию, учитель высшей категории. Награждена Похвальной грамотой Министерства образования Российской Федерации, Почетный работник общего образования Российской Федерации. Абсолютный победитель Всероссийского конкурса "Лидер в образовании ". Кандидат педагогических наук.Лидер в образовании Заслуженный учитель Российской Федерации.
08.30 – – Регистрация участников семинара – Фильм о Центре образования – – Выступление директора ГОУ ЦО 1493 Аникиной Галины Ивановны, к.п.н., Заслуженного учителя России, Почётного работника общего образования РФ, абсолютного победителя конкурса «Лидер в образовании » – – Выступление зам. директора по УВР 1 ступени Королёвой Ольги Юрьевны Почётного работника общего образования РФ на тему: «Профессиональные компетенции учителя – необходимое условие внедрения ФГОС,» – – Формирование групп для посещения открытых уроков: – – Открытые уроки – – Мастер – класс. Филиппова Татьяна Викторовна, Почётный работник общего образования РФ, заместитель директора по УВР ГЭП «Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы» – – перерыв – – Выступление педагога–психолога Гогиной Светланы Александровны – – Рефлексия«Современный урок в начальных классах». Заместитель директора по УВР ГЭП Филиппова Татьяна Викторовна – Выступление методиста лаборатории начального образования НМЦ ЮВОУО ДО г. Москвы Дорониной Жанны Васильевны – Концертная программа ПРОГРАММА ОКРУЖНОГО СЕМИНАРА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС Заместитель директора по УВР 1 ступени Королёва Ольга Юрьевна Почётный работник общего образования РФ
Основная функция стандарта Обеспечения права на полноценное образование. Она заключается обеспечением посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина, получение « качественного образования».
Профессиональные компетенции учителя
Профессиональная компетентность эффективное решение профессиональных задач, с использованием жизненного опыта; эффективное решение профессиональных задач, с использованием жизненного опыта; владение современными технологиями; владение современными технологиями; технологиями педагогической диагностики технологиями педагогической диагностики использование методических идей использование методических идей
Информационная компетентность эффективный поиск эффективный поиск структурирование информации структурирование информации использование автоматизированных рабочих мест использование автоматизированных рабочих мест самостоятельная познавательная деятельность самостоятельная познавательная деятельность
Коммуникативная компетентность конструирование прямой и обратной связи конструирование прямой и обратной связи установление контакта со всеми членами образовательного пространства установление контакта со всеми членами образовательного пространства стратегия, тактика и техника взаимодействия стратегия, тактика и техника взаимодействия умение убеждать умение убеждать владение ораторским искусством владение ораторским искусством грамотностью речи грамотностью речи отбором форм и методов презентаций отбором форм и методов презентаций
Правовая компетентность Использование законодательных и правовых документов Использование законодательных и правовых документов
Должностные обязанности учителя начальных классов осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом их психофизиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета; осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом их психофизиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета; выбирает учебно-методическое обеспечение, включая цифровые ресурсы; выбирает учебно-методическое обеспечение, включая цифровые ресурсы; проводит занятия опираясь на достижения в области педагогики, возрастной психологии, школьной гигиены, информационных технологий и методик обучения; проводит занятия опираясь на достижения в области педагогики, возрастной психологии, школьной гигиены, информационных технологий и методик обучения; планирует образовательный процесс, разрабатывает рабочую программу; планирует образовательный процесс, разрабатывает рабочую программу;
обеспечивает достижение и подтверждение уровней образования; обеспечивает достижение и подтверждение уровней образования; оценивает эффективность и результаты обучения по предметам; оценивает эффективность и результаты обучения по предметам; соблюдает права и свободу обучающихся; соблюдает права и свободу обучающихся; осуществляет контрольно-оценивающую деятельность; осуществляет контрольно-оценивающую деятельность; вносит предложения по совершенству образовательного процесса; вносит предложения по совершенству образовательного процесса; участвует в деятельности педагогических советов; участвует в деятельности педагогических советов; обеспечивает охрану жизни и здоровья; обеспечивает охрану жизни и здоровья; выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Современный урок доступный доступный качественный качественный эффективный эффективный
Организационные основания урока Работают все и работает каждый Работают все и работает каждый Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия
Система организационных правил на уроке Доводить педагогические требования до своего логического конца Доводить педагогические требования до своего логического конца Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого Раскрывать положительную программу действий и избегать негативных требований, т.е. требований не делать чего-либо Раскрывать положительную программу действий и избегать негативных требований, т.е. требований не делать чего-либо Не предъявлять детям непосильных требований Не предъявлять детям непосильных требований Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали
Результат работы учителя оценивается через следующие качественные характеристики: целенаправленность его деятельности на уроке; целенаправленность его деятельности на уроке; характер отношений с учащимися; характер отношений с учащимися; индивидуально-личностный подход к учащимся; индивидуально-личностный подход к учащимся; дифференцированный подход к обучению; дифференцированный подход к обучению; умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формьоргшжзации познавательной деятельности учащихся; умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формьоргшжзации познавательной деятельности учащихся; работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений; работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений; работа по развитию познавательного интереса; работа по развитию познавательного интереса; работа учителя по формированию знаний, умений и навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности; работа учителя по формированию знаний, умений и навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности;
сфокусированность усилий на формировании понятий; сфокусированность усилий на формировании понятий; развитие общих способностей учащихся; развитие общих способностей учащихся; объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки; объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки; эффективность усилий, развивающих личность; эффективность усилий, развивающих личность; эффективность воспитывающих влияний. Результаты работы учащихся: эффективность воспитывающих влияний. Результаты работы учащихся: уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке; уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке; отношение учащихся к учебному труду; отношение учащихся к учебному труду; отношение учащихся к предмету, к учителю, друг к другу; отношение учащихся к предмету, к учителю, друг к другу; объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности; объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности; наличие у учащихся познавательного интереса; наличие у учащихся познавательного интереса; воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока; воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока; знание учениками фактического материала и уровень его усвоения. знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.
Степени обученности учащегося Различение, распознавание. Различение, распознавание. Запоминание. Запоминание. Понимание. Понимание. Элементарные умения и навыки Элементарные умения и навыки Перенос ЗУН (знания, умения, навыки) в новые ситуации. Перенос ЗУН (знания, умения, навыки) в новые ситуации.
Универсальные учебные действия личностные личностные регулятивные регулятивные познавательные познавательные коммуникативные коммуникативные
Основные требования к уроку постановка цели урока и задач; постановка цели урока и задач; сохранение научности урока; сохранение научности урока; интегративный и соционаправленный характер; интегративный и соционаправленный характер; создание проблемных ситуаций; создание проблемных ситуаций; прогнозирование, создание и реализация индивидуального вектора обучения; прогнозирование, создание и реализация индивидуального вектора обучения; использование современных средств обучения; использование современных средств обучения; создание условий для самостоятельной деятельности учащихся; создание условий для самостоятельной деятельности учащихся; моделирование разнообразных форм сотрудничества участников образовательного процесса. моделирование разнообразных форм сотрудничества участников образовательного процесса.
1Урок учебного проектирования. 1 класс «Мой район». Развитие коммуникативных качеств учащихся Татаринова Екатерина Михайловна, учитель первой квалификационной категории 2Литературное чтение. 2 класс «Русская народная сказка. Два Мороза». Урок-драматизация. Закоморная Луиза Валерьевна, Учитель высшей квалификационной категории 3Технология. 3 класс «Осенняя сказка». Урок – интеграция. Егорова Ирина Сергеевна, учитель первой квалификационной категории 4Окружающий мир. 4 класс «Полезные ископаемые, применяемые в строительстве» Овсянникова Надежда Владимировна, учитель высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования РФ 5Мастер-класс. «Адаптационный период. Практическая направленность» Филиппова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования РФ. Открытые уроки, мастер-класс