Поёт зима – аукает… Поёт зима – аукает… Автор: Мустафина Елена Анатольевна учитель начальных классов МБОУ СОШ 1 с углубленным изучением отдельных предметов
Зима холодна, да душа горяча
Учебные предметы: литературное чтение, окружающий мир, русский язык, ИЗО, технология Сроки проведения: три недели Участники: учащиеся 2 класса
Основополагающий вопрос: Почему зимой «тепло»?
Проблемно-тематические вопросы: Почему снежинки такие разные? Почему снежинки такие разные? Почему люди воспевают холод и снег? Почему люди воспевают холод и снег? Что празднуют зимой? Что празднуют зимой?
Цель проекта: О Обобщить знания детей о снеге как чудесном явлении природы. Создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства.
Учебные цели: изучить свойства снега; изучить форму снежинок; подобрать стихи, песни, загадки о зиме; создать модели снежинок, составить книжку стихов и загадок; познакомиться с обычаями, зимними праздниками и забавами;
Дидактические цели: Учить пользоваться справочной литературой и интернет - ресурсами. Расширить кругозор учащихся о зиме. Развивать речь, память, творческие способности учащихся. Формировать навыки работы в группе. Формировать навык самостоятельного исследования проблемы.
Методические задачи: Учить анализировать опыты. Учить делать выводы. Познакомить с условиями, влияющими на образование разных форм снежинок. Познакомить с произведениями А.С.Пушкина и А. Л. Барто о зиме. Познакомить с малыми жанрами русского фольклора. Познакомить с особенностями празднования Нового года в России.
Содержание деятельности учителя: Выбор темы проекта. Формирование проблемно-тематических вопросов. Формирование дидактических целей и задач. Создание модели проекта. Организация проведения проекта. Консультации учащихся. Мониторинг деятельности участников проекта. Оценка результатов деятельности учащихся.
Содержание деятельности учеников: Выдвижение гипотезы исследования. Формирование целей и задач исследования. Распределение по группам. Обсуждение плана работы в группе. Подбор теоретического материала. Проведение исследований. Выполнение творческих работ. Анализ результатов проекта.
Работа в группах 1 группа «Журналисты» 2 группа «Исследователи» 3 группа «Лирики» 4 группа «Мастера и мастерицы»
Деятельность «Журналистов» Посещение школьной библиотеки Чтение литературы по данной тематике Подбор публикаций, картинок для ученической презентации Выпуск бюллетеня, книжки-малышки
Деятельность «Исследователей» Исследуются свойства снега. Проводятся опыты «Как ведет себя вода в мороз» и «Испарение льда» Наблюдается форма снежинок. Анализируется этапность празднования Нового года на Руси.
Деятельность «Лириков» Подбор стихов, песен, загадок, пословиц, поговорок, примет, закличек о зиме. Разучивание колядок с одноклассниками. Составление рассказов о зимних праздниках и забавах.
Деятельность «Мастеров и мастериц» Изучение способов изготовления бумажных снежинок. Изготовление различных снежинок.
Критерии оценки: Практическая ценность проекта. Полнота изложенного материала. Аккуратность выполнения творческих работ. Эмоциональный фон внутри группы. Представление презентации. Положительные отзывы родителей и одноклассников от проекта.
Контроль знаний учащихся: Дидактическая игра «Что мы знаем о зиме?» Официальное представление и защита полученных результатов на классном часу. Опросный лист. Отзывы родителей и одноклассников.
1. 1. Выполнил ли ты то, что задумал? 2. Что было сделано хорошо? 3. Что хотелось бы сделать лучше? 4. В чём ты испытывал трудности? 5. Доволен ли ты результатом? 6. Кого хотелось бы поблагодарить? За что? Рефлексия
Список литературы 2.Николаева О.Н. «Карнавалы и самые красивые и знаменитые праздники». М: «Просвещение», Малашенко О.В. «Под чистым снегом 3.Малашенко О.В. «Под чистым снегом Рождества»/ Читаем, учимся, играем// Рождества»/ Читаем, учимся, играем// журнал-сборник сценариев для библиотек и журнал-сборник сценариев для библиотек и школ С8. школ С8. 1.Д.Святский, Т. Кладо Снежинки -чудо природы.// Наука и жизнь Д.Святский, Т. Кладо Снежинки -чудо природы.// Наука и жизнь
Интернет ресурсы voprosy-kak-i-pochemu.ru doshkolenok.kiev.ua