Развитие инновационной деятельности в региональной системе образования Министерство образования Омской области И.М. Щеткин, первый заместитель Министра образования Омской области
Нормативно-правовые документы: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2009 г. 218 «Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования»; Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки России от 12 марта 2009 г «О рекомендациях по созданию инновационных комплексов в сфере общего образования» и других нормативных документах; Постановление Правительства Омской области от 8 июля 2009 г. 119-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие системы образования Омской области (2010 – 2014 годы)»; Приказ Министерства образования Омской области от 4 декабря 2007 года 16 «Об организации опытно-экспериментальной работы в системе образования Омской области».
Формы работы по поддержке инновационных процессов в образовательной системе создание компьютерной базы данных педагогической инноватики открытые отчеты федеральных и областных экспериментальных площадок презентации инновационных образовательных учреждений областные научно-практические конференции
Формы работы по поддержке инновационных процессов в образовательной системе проблемные семинары фестиваль инновационных проектов тематические совещания работников образования выпуск сборников инновационного опыта участие в мероприятиях всероссийского уровня по проблемам педагогической инноватики
Значимыми инновационными проектами стали: - разработка и внедрение программы «Омское Прииртышье»; - апробация базисного учебного плана 2004 года; - апробация федеральных государственных образовательных стандартов.
Экспериментальная работа «Разработка пилотного проекта РАО «Интегрированные научно- образовательные структуры» Приняли участие 29 образовательных учреждений различных типов и видов.
Результаты экспериментальной работы Выработаны новые подходы к организации опытно- экспериментальной работы в образовательных учреждениях. Определен координатор в становлении интегрированных научно- образовательных структур (БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»). Сформировались условия для преемственности разных уровней образования, внедрения научных разработок в образовательную практику, научно-методического обеспечения мероприятий. Появились центры, отделы, службы как новые организационные структуры на базах образовательных учреждений. Активизировалась издательская деятельность участников эксперимента.
Результаты экспериментальной работы Открыто 46 областных ЭП в 18 районах области и г. Омске 253 учреждения - участники областных экспериментов 29 учреждений имеют статус ЭП РАО Более 40 учреждений являются базовыми ЭП ИРООО Более 300 учреждений имеют статус муниципальных ЭП
Тенденция увеличения количества образовательных учреждений – участников экспериментальных площадок 154 учреждения 2007 г 2008 г 2009 г 187 учреждений 253 учреждения 46 ЭП 44 ЭП46 ЭП
Большая часть экспериментов носит локальный характер, что не отвечает требованиям мобильности в решении актуальных задач образования, своевременности массового внедрения инноваций. Отсутствуют эффективные механизмы управления инновационной деятельностью на разных уровнях управления образованием. Проблемы
Формирование инновационной инфраструктуры в сфере регионального образования Региональные инновационные комплексы (ИнКО) Положение о региональном инновационном комплексе формы заявки и паспортов отбор образовательных учреждений
Создание и развитие инновационных комплексов направлено на: осуществление выбора и поддержки наиболее перспективных педагогических практик; разработку на уровне региона механизмов включения инновационных комплексов в систему обеспечения инновационной работы, программ регионального развития и развития территорий; создание нормативного и ресурсного обеспечения сетевого взаимодействия образовательных учреждений; организацию общих событий и акций, развитие и обеспечение инновационной практики через разработку новых проектов, повышающих имидж региональной системы образования; становление системы непрерывного образования в условиях региональных инновационных комплексов.
Р егиональные инновационные комплексы в образовании Образовательные стандарты нового поколения Школа как центр творчества и развития одаренности детей Школа – территория здоровья Образование детей особой заботы Подготовка конкурентоспособных специалистов для высокотехнологичных производств
Региональный ИнКО «Образовательные стандарты нового поколения» Подготовка субъектов образовательного процесса к принятию ценностных идеалов демократического общества и стратегических целей современного образования, освоения новых форм организации образовательного процесса.
Региональный ИнКО «Школа как центр творчества и развития одаренности детей» Создание системы подготовки к олимпиадам и конкурсам в образовательных учреждениях.
Региональный ИнКО «Школа – территория здоровья» Поддержка исследовательских и педагогических групп, активно ведущих здоровьесохранную деятельность, развитие инновационного потенциала педагогов, которые осуществляют мониторинг здоровьесберегающей деятельности.
Региональный ИнКО «Образование детей особой заботы» Создание в регионе условий, обеспечивающих повышение качества образования и успешную социализацию детей со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Региональный ИнКО «Подготовка конкурентоспособных специалистов для высокотехнологичных производств» Координация взаимодействия учреждений профессионального образования в целях оптимального использования возможностей ресурсных центров подготовки рабочих кадров для разных производственных сфер.
Инновационные комплексы в региональной системе образования обеспечат управленческую поддержку педагогических инициатив, помощь в их планировании и осуществлении, перевод наиболее ценных из ряда разовых в традиционные.
Управление региональными инновационными комплексами позволит: организовать деятельность теоретиков, практиков- исследователей, управленцев, учителей, методистов; создать группы специалистов, ответственных за становление и развитие данной инновационной практики; запустить и поддержать системы процессов поиска, разработки, апробации и тиражирования инновационных практик, непрерывного образования педагогических и руководящих кадров, представляющих инновационную практику.
Развитие инновационной деятельности в региональной системе образования Министерство образования Омской области И.М. Щеткин, первый заместитель Министра образования Омской области