Региональный эксперимент по введению профильного обучения Основные итоги и перспективы развития региональной образовательной системы
Цель регионального эксперимента по введению профильного обучения в ОУ Ленинградской области: разработка, апробация и адаптация вариативных моделей профильного обучения учащихся на старшей ступени общеобразовательной школы.
Уровни моделирования в условиях эксперимента Региональная образовательная система Муниципальная система образования Образовательное учреждение
Инновационные задачи развития региональной системы образования обеспечение доступности качественного образования изучение динамических потребностей рынка труда и проектирование на этой основе образовательной сети, моделей сетевого взаимодействия и социального партнерства ОУ апробация нового варианта учебного плана с учетом регионализации содержания образования и создание вариативных моделей профильного обучения, предполагающих не только профилизацию, но и индивидуализацию образования формирование системы педагогических условий, обеспечивающих развитие и социализацию личности учащихся и творческую самореализацию педагогов создание систем оценки качества образования (РСОКО, МСОКО) и моделей управления качеством образования
Предполагаемые результаты: Научно-исследовательские -Исследование состояния и условий развития региональной образовательной системы, анализ тенденций и закономерностей -Мониторинг качества предпрофильной и профильной подготовки учащихся, анализ результатов -Разработка методических рекомендаций с целью научно-методического сопровождения эксперимента -Организация экспертизы разрабатываемых моделей
Предполагаемые результаты: Управленческие -разработка нормативно-правового поля, документов, регламентирующих деятельность ОУ в условиях эксперимента -разработка, практическая реализация, осмысление и описание образовательных технологий, направленных на развитие ОУ, организационных механизмов деятельности, механизмов взаимодействия ОУ -анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на реализацию замысла и цели эксперимента -психолого-педагогическое и методическое сопровождение экспериментальных процессов -качественное изменение состояния системы
Предполагаемые результаты: Педагогические -повышение профессиональной компетентности педагогических кадров -развитие личности ребенка -изменения в целях, содержании и методах образования
Практические результаты На уровне Комитета образования -упорядочивание нормативно- правовой базы - издание информационно- методических сборников -распределение ресурсов -координация деятельности экспериментальных площадок
Практические результаты На уровне ЛОИРО -разработка программ курсов повышения квалификации, организация курсов, в том числе дистанционных -методические рекомендации по созданию программ экспериментальной деятельности, анализу результатов эксперимента -обобщение опыта, подготовка публикаций по основным результатам эксперимента -организация рабочих групп в рамках 5 направлений эксперимента и выездных семинаров -проведение регулярных научно-практических конференций -экспертиза качества разработанных материалов -мониторинг результатов эксперимента -создание и апробация параметрической модели качества инновационной деятельности
Практические результаты На уровне ОУ -разработка программы эксперимента в рамках того или иного модуля и программы деятельности -разработка локальных нормативных актов -создание учебного плана на основе РБУП-2005 и образовательной программы профильной школы -создание и описание образовательных технологий
Практические результаты На уровне муниципальной образовательной системы -проектирование муниципальной образовательной сети в условиях профильного обучения -создание и описание моделей сетевого взаимодействия -разработка организационных механизмов реализации эксперимента и управление развитием муниципальной сети
Проектируемые изменения и результаты эксперимента Модуль 1. Развитие в муниципальных образовательных системах сетевого взаимодействия образовательных учреждений различных типов и видов по обеспечению качества профильного обучения школьников -Создание моделей сетевого взаимодействия и социального партнерства ОУ -Создание сетевых учебных программ -Разработка сетевых элективных курсов -Управление развитием сети -Анализ качества сетевого взаимодействия ОУ
Результаты 1.Отработаны и описаны вариативные модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений (социальное партнерство осуществлялось по схемам: образовательное учреждение – образовательное учреждение (Г.Выборг, г.Сосновый Бор, г.Кингисепп), образовательное учреждение – учреждение дополнительного образования (г.Гатчина, г.Всеволожск, г.Тихвин, г.Выборг, г.Лодейное Поле, г. Сосновый Бор, г.Кингисепп) образовательное учреждение – учреждение начального профессионального образования (г.Выборг и Выборгский район, г.Гатчина), образовательное учреждение – ресурсный центр. Отметим, что в понятие «ресурсный центр», помимо обозначенных смыслов, вкладывается следующее: в роли ресурсных центров выступают образовательные учреждения повышенного уровня, осуществляющие методические и экспертные функции (г.Гатчина, г.Выборг). 2. Проделана большая информационная работа на уровне муниципального образования в целом (разработаны информационные карты и буклеты, компакт-диски, подготовлены и организованы презентации (в том числе публикации в СМИ) об образовательных возможностях территории, разработаны программы курсов по выбору, предлагаемые учащимся на уровне образовательной сети, встречи на разных уровнях с представителями центров занятости, руководителями предприятий и учреждений НПО).
Результаты: 3. Созданы проекты нормативно-правовых документов (положения о муниципальных приемных комиссиях (г.Выборг, г.Всеволожск, г.Гатчина), положения о правилах приема в 10 классы, положения о сетевом взаимодействии образовательных учреждений (г.Сосновый Бор, г.Всеволожск, г.Выборг), варианты договоров о сотрудничестве). 4. Разработаны механизмы управления организацией эксперимента на территории муниципального образования (созданы координационные и экспертные советы (группы) (г.Гатчина, г.Выборг, г.Всеволожск, г.Сосновый Бор), творческие и временные группы педагогов, приказы на уровне образовательных учреждений об организации и изучении учащимися сетевых курсов по выбору, заключены договоры о сотрудничестве между образовательными учреждениями разных типов и видов, осуществлен мониторинг результативности сетевых курсов по выбору (во всех территориях), централизованная диагностика исходного уровня знаний учащихся по профильным предметам (г.Выборг) и динамики качества знаний по профильным предметам.
Проектируемые изменения Модуль 2. Сущностная модернизация содержания образования учащихся старшей ступени общеобразовательной школы на основе современного регионального базисного учебного плана и адекватное применение современных педагогических технологий в процессе профильного обучения -разработка проекта образовательной программы профильной школы в связи с изменениями, вносимыми в цели образования, моделированием учебного плана, организационных форм обучения, проектированием индивидуальных образовательных маршрутов, введением элективных учебных предметов, образовательных технологий обучения и оценивания результатов -разработка образовательных технологий, выступающих как условия развития личности в процессе обучения (технологии личностно ориентированного обучения, технологии формирования компетентностей разного вида, технологии организации самостоятельной (исследовательской) работы учащихся
Модуль 2 (проектируемые изменения) -моделирование образовательного пространства как совокупности психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие личности (формирование компетентностей, социализация, профессионально-личностное самоопределение, развивающая диагностика) -Отработка модели профилизации образования на основе определенного методологического подхода, интеграции, практической направленности, компетентностного подхода (модель математического образования, гуманитарного образования, информационно-технологического и агро-экологического профилей
Результаты Создание моделей вариативных учебных планов и образовательных программ профильного обучения, вариативных моделей профилизации образования Апробация компетентностных моделей результатов профильного обучения Создание моделей разноуровневого образования на базе общеобразовательных школ и школ повышенного уровня (углубленного, профильного, базового) Апробация моделей дистанционного обучения учащихся профильных классов Внедрение проектной технологии, организация исследовательской деятельности учащихся, социальных и профессиональных проб, технологии «портфолио», личностно- ориентированных образовательных технологий Моделирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на базе ОУ и в рамках сетевого взаимодействия Создание программ курсов по выбору и элективных учебных предметов, компонентов УМК
Модуль 3. Организация социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения процесса профильного обучения школьников - разработка и внедрение единой муниципальной модели психологического сопровождения эксперимента -разработка технологий деятельности классных руководителей, педагогов-психологов -моделирование комплексных условий развития личности ребенка, модели развивающей среды -создание модели здоровьесберегающей школы -создание системы профессиональной (профильной) ориентации, обеспечивающей развитие ребенка и готовность к профессиональному самоопределению
Модуль 4. Освоение современной системы оценивания учащихся старших классов и новой формы итоговой аттестации выпускников средний школы - разработка модели «портфолио» учащегося профильного класса -разработка технологии работы с «портфолио» -внедрение новых (накопительных) систем оценивания результатов продуктивной самостоятельной деятельности ученика, результатов изучения элективных курсов -построение образовательных рейтингов
Модуль 5. Системное управление качеством профильного обучения школьников - разработка системы критериев и показателей результативности эксперимента -создание моделей мониторинга качества образования -создание комплексной модели управления качеством профильного образования на уровне ОУ
Анализ условий Готовность педагогических кадров (мотивационная, профессиональная, личностная) Научное и методическое обеспечение ОП Контингент учащихся Организация эксперимента
Готовность педагогических кадров
Качество программ
Удовлетворенность педагогов
Влияние эксперимента
Пути улучшения качества образования
Контингент учащихся
Мотивация обучения учащихся профильных классов
Трудности в обучении
Учащиеся и родители Родители
Учащиеся
Организация эксперимента Профили обучения 1.Универсальное обучение (23,1%) 2.Физико-математический (18,6%) 3.Информационно-технологический (18,3%) 4.Социально-гуманитарный (12%) 5.Социально-экономический (11,6%) 6.Другие (16,1%)
Учащиеся Родители
Педагоги
Пути улучшения качества образования
Учащиеся, родители, педагоги
Перспективы: Урегулирование нормативно-правовых вопросов реализации концепции профильного обучения Расширение системы социального партнерства, общественной составляющей управления школой, воспитание гражданской активности школьников Создание моделей оценки качества образования и моделей системного управления качеством профильного образования Создание модели регионализации содержания и технологий образования с учетом потребности рынка труда и направлений социально- экономического развития региона Внедрение моделей личностно ориентированного образования в условиях перехода на стандарты нового поколения
Уважаемые коллеги! Благодарю за внимание!