Элективный курс для учащихся 10 класса
10 класс 16 занятий 1 час в неделю
Цели курса: Расширить рамки изучения творчества Пушкина, познакомить учащихся с темами, не рассматриваемыми в основном курсе литературы Способствовать расширению кругозора и формированию культуроведческих компетенций учащихся, в особенности, в области традиционной русской культуры Повысить уровень развития литературоведческих навыков учащихся Способствовать повышению интереса учащихся к гуманитарному образованию
Основные задачи курса: Расширить представление учащихся о жанровом разнообразии фольклорных произведений Выявить черты конкретных жанров устного народного творчества в наследии великого поэта Определить место и роль народных произведений в формировании художественного мира А.С. Пушкина
При построении программы элективного курса использован проектный метод «теоремный» метод
Метод проектов Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Метод проектов был разработан в начале XX века американским ученым Дж. Дьюи с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов встроен в структуру системы образования. Но сущность идеи остается прежней - стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.
Метод проектов Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их: умению конструировать свои знания.
Метод проектов Образовательный потенциал проектной деятельности: создаёт у учащихся образ цельного знания; повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний; изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); интерпретация результатов. Воспитывает: значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины; способности к самоорганизации; желания делать свою работу качественно.
Метод проектов Развивает: исследовательские и творческие способности личности; способность к самоопределению и целеполаганию; умения самостоятельно конструировать свои знания; коммуникативные умения и навыки; способность ориентироваться в информационном пространстве; умение работать с различными типами текстов; умение планировать свою работу и время; навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы. Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Основная школа в будущем – это школа проектов.
Модель исследовательской деятельности учащихся 1. Постановка проблемы. 2. Прояснение неясных вопросов. 3. Формулирование гипотезы исследования. 4. Планирование учебных действий. 5. Сбор данных. 6. Анализ и синтез данных. 7. Подготовка сообщений.
«Теоремный» метод В качестве формулы выступают черты поэтики жанра устного народного творчества. Эта формула применяется по отношению к тому, что мы взяли в качестве основных данных. Доказать необходимо целесообразность соотнесения фольклорного жанра с данным произведением поэта, то есть осуществление преемственности фольклорной традиции в творчестве Пушкина.
Образовательные результаты программы Углубление знаний учащихся о народном творчестве Понимание учащимися значения фольклорной традиции не только для творчества Пушкина, но и для русской литературы в целом Углубление знаний учащихся в области русской традиционной культуры и мировой художественной культуры Повышение литературоведческих навыков учащихся
Основные формы организации учебных занятий Лекция Урок-диспут Урок-конференция Интегрированные уроки
Система заданий творческого характера Сочинение-миниатюра Карта исследования Словесное рисование Художественный комментарий Виртуальные экскурсии Самостоятельная работа в рамках проектной темы Создание собственных проектов
Планирование видов деятельности учителя Чтение лекции Проведение семинаров Контроль и оценка знаний учащихся Подготовка учащихся к итоговой конференции Оказание помощи учащимся при составлении слайдовой презентации
Виды деятельности учащихся: Подготовка группами сообщений по теме Метод словесного рисования Составление понятийного словаря Просмотр и анализ экранизации поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» Сопоставление отрывка литературного и музыкального произведений Работа со словарями Подготовка слайдовых презентаций
Работа с иллюстративным материалом Выстраивание ассоциативных рядов Прослушивание фрагмента оперы Глинки «Руслан и Людмила»
Межпредметные связи Музыка Живопись Кино Скульптура
Формы контроля за достижениями учащихся Проверочная работа Система вопросов и заданий
Критерии оценки работы учащихся Креатив Точность Логичность Энтузтазм Активность
Группы уроков. Блок 1. «Народная традиция в раннем творчестве Пушкина» Урок 1. Фольклор и литература. Урок 2. Зарождение интереса к фольклору. Образ няни в воспоминаниях поэта и его друзей. Урок 3. Ранняя лирика. Лицей. «Питомец Апполона…»: мифологические образы и сюжеты в творчестве поэта.
Урок 4. Жанр народной былички в творчестве Пушкина.
Блок уроков 2: «Черты конкретных фольклорных жанров в наследии Пушкина» 5-6 урок: Жанр народной песни в творчестве А.С. Пушкина 7 урок: Жанр баллады в творчестве Пушкина. Конкурс на создание музыкального оформления к стихотворению Пушкина, близкому к поэтике народной песне. 8 урок: Предание о Ратше, родоначальнике Пушкиных. Поэтика жанра народного предания в творчестве поэта.
Блок 3. «Сказки Пушкина»: Урок 9. Сказка народная и литературная. Черты поэтики волшебной сказки в сказках Пушкина. Урок 10. «Сказка о попе и работнике его Балде» в сопоставлении с народной бытовой сказкой. Сближение ее с поэтикой народной баллады.
Блок 4. «Фольклорная мозаика» произведений Пушкина Урок 11. Фольклоризм поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Поэма-сказка, поэма-былина, поэма- песня, поэма-быличка, поэма-предание. Урок 12. Иллюстрирование поэмы знаменитыми художниками - Палех - Опера Глинки «Руслан и Людмила» - экранизация поэмы. Урок Переводной цикл Пушкина «Песни западных славян» как система соответствий жанрам русского устного народного творчества. Урок 15. Заключительная конференция, подведение итогов курса. Представление учащимися собственных исследований.