Проект «Формирование ключевых компетентностей обучающихся через включение в деятельность по социальному проектированию» Разработчики: Ниретина Ирина Геннадьевна Тайгунова Ирина Владимировна, учителя математики МОУ средней школы 1 г.о. Тольятти Руководитель: к.п.н., доцент Пивнева Светлана Валентиновна ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Проектная деятельность широко внедряется в Российское образование, но у педагогов, учащихся и родителей возникают сомнения в ее целесообразности.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Исследовать необходимость проектной деятельности в школе. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является метод проектной деятельности, именно он на практике позволяет применять принципы диалогизма, соразвития, креативности, открытости.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Задача 1: познакомиться с историей проектной деятельности в России и за рубежом. Задача 2: выяснить все плюсы и минусы проектной деятельности в школе. Задача 3: алгоритм реализации проектной деятельности в школе.
Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, сегодня устарела. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые являются ответом системы образования на требования работодателей.
Ключевые компетентности - означают готовность эффективно соорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели
Иными словами, основной задачей учебно - воспитательного процесса в школе является формирование у школьников ключевых компетентностей для более успешного вхождения в жизнь
Проектная деятельность школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует: обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Что такое проект для участников воспитательно- образовательного процесса? Точка зрения учителя это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования Точка зрения ученика это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат
Метод проектов позволяет учащимся расширить сферу своей жизнедеятельности Способствует формированию ключевых компетентностей: Информационная компетентность; Коммуникативная компетентность; Социальная компетентность; Социально-трудовая компетентность; Культурно-досуговые компетентности; Компетентности в сфере познавательной деятельности; Компетентности в сфере саомообразования Способствует формированию основных умений и навыков: Проблематизация; Самоанализ и рефлексия; Презентация опыта; Умение подготовить материал для проведения наглядной презентации; Поиск нужной информации, её анализ и синтез; Выбор, освоение и применение ЗУН в различных ситуациях; Проведение исследования
Проект как процесс Нормативно-правовая база проекта Деятельность по проекту Удовлетворенные требования к проекту: к цели к срокам к ресурсам к цене к качеству и т.д. Требования к проекту: к цели к срокам к ресурсам к цене к качеству и т.д. Ресурсы и механизмы проекта
Этапы работы над проектом 1.Выбор и формулирование темы проекта. 2.Постановка целей и задач. 3.Составление плана реализации проекта. 4.Выявление проблемы. 5.Разработка технического задания. 6.Сбор информации. 7.Обработка информации. 8.Определение продукта и его практическое применение. 9.Организация защиты проекта. 10. Осуществление оценки проекта.
Спасибо за внимание!